28 | 11 | 2020

Что скрывает чувашский орнамент?

А. ТрофимовНациональная библиотека Чувашской Республики продолжает знакомить с книгами, рассказывающими о секретах чувашской вышивки.

Издание А. Трофимова «Орнамент чувашской народной вышивки: вопросы теории и истории» (Чебоксары, 1977) посвящено исследованию чувашского народного орнамента с древнейших времен до середины 1970-х гг.

Алексей Александрович – первый доктор искусствоведения в Чувашской Республике, автор множества монографий и более 200 научных статей.

В первых главах издания он систематизирует и обобщает знания о чувашской вышивке, полученные исследователями и путешественниками начиная с XVIII в. Особо выделен альбом акварелей «Чувашские узоры» 1875 г. художника Н. Е. Симакова, который первым исследовал народные узоры как вид искусства.

Далее немалое внимание уделено поиску истоков чувашского орнамента, где приведены примеры общности нашей вышивки и орнамента древних земледельцев, разных народов, взаимодействовавших, так или иначе, с предками чувашей на их историческом пути. По мнению А.А. Трофимова, чувашская вышивка донесла древнейшие знаки рунической письменности до наших дней: в древнетюркском руническом алфавите насчитывают 38 знаков. Примерно столько же набирается в чувашской вышивке.

В книге подробно рассмотрена система образов и роль цвета при составлении узора. Цвет в орнаменте, наряду с композиционным элементом, выступает как средство передачи образа и вместе с тем является символом, считает автор. Используя чередование цветов, вышивальщицы усиливали динамичность рисунка, или напротив, ослабляли ее.

Электронная версия книги «Орнамент чувашской народной вышивки: вопросы теории и истории» представлена в Электронной библиотеке Национальной библиотеки Чувашской Республики. С другими исследованиями автора по чувашской вышивке можно ознакомиться на виртуальной выставке «Искусство чувашской вышивки = Чӑваш тӗрри илемӗ».