С. В. Тележкин, М. В. Савинова
Лирический герой в поэзии Митты
1. В суматохе нашего жестокого мира мы часто забываем имена истинных ценителей и носителей народной культуры. Одно из этих светлых имен – Васьлей Митта. Мы, учащиеся чувашской национальной гимназии №20, носящей его имя, стараемся приобщиться к народной культуре и через жизнь и творчество человека удивительной и яркой судьбы. Зеркальным отражением того, что происходило с Миттой, его чувств и переживаний являются созданные им герои и образы. Целью нашей работы является стремление показать единство Митты и его лирического героя. Задача работы - представление необычайно реального лирического героя Митты.
2. Методы решения поставленной задачи работы – анализ стихотворных произведений Васьлея Митты и сопоставление действительной жизни поэта с жизнью “выдуманного” героя его поэзии.
3. В конце работы вы убедитесь в том, что лирический герой Митты менялся вместе с автором. Если в начале творчества лирический герой вспыльчив и подвержен кипению бурных страстей, то в поздней лирике он внутренне собран, внешне спокоен и умудрен богатым жизненным опытом.
Введение
Имя Василия Егоровича Митты – одно из наиболее светлых имен в чувашской поэзии. Жизненный путь поэта не был легок и прост, достигнув в середине 30-х годов своей творческой зрелости, он разделил со многими представителями народной интеллигенции трагедию 37 года, и был оторван от родины на 17 лет. Однако эти тяжелые годы не сломили поэта, не отвратили его от творческого призвания. После всех перенесенных страданий Митта по праву писал:
Мой голос, закаленный болью,
Вновь так же чист, как звенящая сталь!
Был период в истории, и в истории литературы тоже, когда имя Васьлея Митты произносили шепотом и с оглядкой. Читатели любили его стихи, но не знали автора. Затем пришло время, когда мельком упоминалось краткое веское “Митта”. Наконец, и имя и творчество поэта заняли свое достойное место на литературном Парнасе. Немалая заслуга в этом истинных ценителей Митты и преданных друзей – прежде всего Петра Хузангая, народного поэта Чувашии, друга Митты с 20-х годов, Николая Ильбекова, народного писателя, Атнера Хузангая, литературоведа и критика, Геннадия Юмарта, научного исследователя.
Целью настоящей работы является попытка проследить изменения в душе, мировосприятии лирического героя поэзии В. Митты в различные годы творчества, включая юношеские стихи и произведения последних лет, увидеть единство и противоречие художественного мира поэта и мира реальной действительности, в которой жил и творил мастер слова, понять и показать “суть нравственно-творческого подвига”, “нежного чувашского лирика, мятежника мысли, сократического философа” через его слово и образ лирического героя.
Анализ и осмысление текстов лирических произведений Василия Митты, литературоведческих и критических работ о творчестве поэта, исследований и воспоминаний о его жизни явились основными способами и методами нашего исследования
Основная часть
Сам термин лирический герой в современной литературоведческой науке не имеет четких границ, поэтому довольно сложно определить объем и специфику охватываемых явлений. По исследованиям Ю. Тынянова, Л. Гинзбурга, Д. Максимова можно считать, что лирический герой – это своего рода двойник автора – поэта. Он проявляется во всей совокупности лирики, в отдельных циклах, лирических поэмах и стихах. Его можно рассматривать как некое лицо, имеющее определенную судьбу, своеобразный четко вырисовывающийся внутренний мир, а зачастую и внешние конкретные черты лица, повадок и т.д. Лирический герой традиционно находится в предельном совпадении с личностью автора, и в то же время – в ощутимом несовпадении с нею. Каков же герой ранней лирики Митты, буквально ворвавшегося в литературу? В стихотворениях 1926-1930 годов вырисовывается яркая личность дерзкого неуемного юноши-поэта, он восторгается своей молодостью, порою утопая в неожиданных взрывах чувств. Он полон надежд и сил для борьбы со старым во имя нового жизнеустройства.
Молодость - звонкое имя,
Молодость яркая радуга,
Молодость, говорят, молния.
Но молнии мир не рассечь,
Молодость отрежет, отмерит.
Кто он - новый герой нового времени?
Эпир ĕç ачисем
Тимĕрленчĕç пирĕн аллăмăрсем
Хурçăланчĕç çамрăк чĕремĕрсем
Сассăм – çутă шăнкăрав.
Ѕак таса çĕршывăн
Хуçисем эпир,
Ѕак тĕнчен йĕвенĕ
Паян кун пирте! (1926)
|
Мы, дети труда!
Наши руки стали железным
Наши юные сердца стальными стали
Голос мой - ясный колокольчик.
Этой чистой стороны
Хозяева мы,
Этой жизни вожжи
Сегодня у нас в руках!
|
Герой 18-летнего поэта не отделяет себя от понятия Родины:
Ѕĕршывăм, çĕршывăм, каллех эп санра.
Хĕрӳллĕ ыр юррăм пĕр саншăн янрать,
Тарас çук инçе эп санран ют çĕре
Нихçан та саваймĕ юта ман чĕре.
|
Родина, Родина, я снова в тебе.
Пламенная песнь для тебя лишь звучит,
От тебя не уйду я в далекую чужбину,
Сердце мое никогда не полюбит чужое.
|
Обращаясь к Родине, он требовательно спрашивает:
Туятăн-и эсĕ: çак пирĕн чĕре
Пĕр саншăн тапать вăл,
Пĕр саншăн хĕрет.
|
Чувствуешь ли ты: наше сердце
Для тебя лишь стучит,
Для тебя лишь горит.
|
Настроение и душа лирического героя видны в стихах:
Эх, кăмăлăм, шухă кăмăл,
Пĕрех хут ассан асам-и,
Тулхăртам-и вăй-хала?
Эй, хĕвелĕмçĕм!
Тытам–и,
Пăчăртам-и эп сана?
Эх, атьсемĕр, каçарсамăр,
Шухă, шухăш ман пуçра
Каçарсамăр та чарсамăр
Хăвăр аскăн сăвçăpa (1927)
|
Эх душа - разгульная душа,
Разгулявшись, погулять ли,
Не сдерживая силу?
Эй, ты, солнышко
Не поймать ли,
Не знать ли мне тебя?
Эх, ребятушки, простите,
Буйны мысли в голове…
Простите и угомоните
Своего разгульного поэта.
|
Моральные и душевные ценности лирического героя выражены в следующих строках:
Юлташлăхра телей иккен – мĕн.
Илем юлташлăхра кăна!
Ĕлĕк йăшнă хал-çунатăм
Халь хĕлхемлĕн вăл хыпать
|
В товариществе счастье.
И красота лишь в дружбе!
Когда-то ослабевшие крылья
Сейчас огнём горят…
|
Но вернёмся к автору. Если не считать детских и отроческих лет, жизнь поэта можно разделить на две почти равные половины: 17 лет (1924 – 1937, 1954-1957) литературного творчества и почти 17 лет (1937 - 1954) сталинских лагерей и ссылки (с небольшим перерывом с декабря 1947 по апрель 1949 года без права проживания в Чебоксарах). Раннему периоду творчества поэта присущи пьянящее чувство молодости, весенний настрой души. Новое понимание прекрасного порождало новую поступь стиха. В. Митта, как и его современники, увлекается поэзией Есенина, позже – Маяковского. Вот что вспоминала Нонна Кирилловна, жена поэта:
“Он самозабвенно любил стихи Есенина, много читал его и переводил. Из-за этого и провинился перед комсомолом, и его отправили на трудовое исправление сроком на год, не дав окончить техникум”.
Своего рода квинтэссенцией раннего творчества Митты становится поэма “В угаре” (“Сĕрĕмре”), опубликованная в 12 номере журнала “Сунтал” за 1927 год. Это яркое по образам, по обнажённости чувств и их незащищённости произведение, в котором поэт и лирический герой, составляющие неделимое целое, задумываются о судьбе чувашей, связывают её с предками – булгарами, скорбят об ассимиляции родного народа.
Эп юрласшăнччĕ савăнăçлă çeмĕ,
Эп пуласшăнччĕ –
Паттăр Сетнер…
Ĕмĕт cỳнчĕ, тăван,
Сисетн-е?..
Чăн, пĕтет-ши пулхăр этемĕ?..
|
Я хотел спеть веселую песню,
Я хотел быть
Сетнером - богатырем…
Мечта потухла, родной,
Чувствуешь?..
Верно ли, что исчезнет булгарин?
|
И в то же время поэма проникнута тоской по идеалу:
Ан тив, шухăшăм ман аскăн çиллĕ,
Ан тив, уртăр çитĕннĕ хал!
|
Пусть мысль моя – буйный ветер,
Пусть бунтует норов мой!…
|
Тележкин, С. В. Лирический герой в поэзии Митты : [электронный ресурс] / В. С. Тележкин, науч. рук. М. В. Савинова // reflejo@winning.com