Чувашская музыка на виниле

Виртуальная выставка

История чувашской музыки на виниле

Раздел «История чувашской музыки на виниле» знакомит с историей распространения чувашской музыки на грампластинках в Чувашском крае начиная с конца ХIХ века и начала 1990-х годов ХХ века. Появление и распространение грамзаписи произвело революцию в музыкальной культуре России конца ХIХ - начала ХХ веков. Удалось зафиксировать и свободно репродуцировать самое неуловимое и неповторимое – живой голос, музыкальное исполнение. Не секрет, что самая точная нотная запись бессильна передать звучащую «материю» - тембр звука, плотность и пульсацию. Грамзапись явилась драгоценнейшим документом эпохи, средством сохранения и освоения культурного наследия общества, основой для изучения процесса его исторического развития.

Распространение чувашской музыки на грампластинках в Чувашии, как и во всей России, начинается в конце ХIХ века. В начале 1900-х годов, по всему миру открывается множество фабрик, производящих граммофонные пластинки. 1 сентября 1910 года случилось поистине эпохальное событие в музыкальной культуре России. Под Москвой на станции Апрелевка немецкая фирма «Метрополь рекорд» открыла новую фабрику по изготовлению массы для пластинок и для прессовки по заказу для других фирм. В 1917 году фабрика была национализирована и получила название Апрелевский завод грампластинок. В народе завод стали называть «Грамушка». В начале 1930-х годов завод стал главным производителем грампластинок в СССР.

Первым опытом систематизации дискографии национальной музыки в чувашском музыковедении стал справочник доктора искусствоведения Кондратьева М. Г. «Государственный ансамбль песни и танца Чувашской Республики» (Чебоксары, 1992). Репертуар восстанавливался в основном по программам Государственного ансамбля песни и танца Чувашской Республики, сохранившимся в архивах, частично по рецензиям в печати. Наиболее полно в них отражены хоровые и танцевальные композиции, составляющие основу большинства концертов. Репертуар же солистов и вокальных ансамблей раскрыт лишь частично.

Содержание

Грампластинки с записями чувашской музыки выпуска 1920–30-х гг.

Первые грампластинки с записями произведений чувашской музыки выпущены Апрелевским заводом в 1923 году. Если состоятельные граждане имели граммофоны в личном пользовании, то для городских рабочих и мещан прослушивание грампластинки было доступно во время общественных культурных меро¬приятий. Например, при крупнейшем промышленном предприятии Чебоксар Казенном винном складе (1899–1914) в течение нескольких лет регулярно организовывались «Литературно-вокальные вечера с граммофоном», в программу которых наряду с любительским исполнением музыки включалось слушание звукозаписей, для чего из Санкт-Петербурга в большом количестве выписывались грампластинки.

Чувашский государственный хор

Важнейшим центром музыкальной жизни Чувашии в 1920–30-х гг. стал Чувашский государственный хор. Коллектив был создан в 1924 году основоположниками чувашской профессиональной музыки Ф.П. Павловым и В.П. Воробьевым. Национальный хор республики сыграл большую роль в развитии всего современного музыкального искусства Чувашии. Значение хора еще в 20-е годы проницательно определил один из его создателей, дирижер и композитор Ф.П. Павлов, назвав хор «лабораторией и национальной школой музыкального искусства».

Чувашский государственный хор. Июнь, 1928 г.

Чувашский государственный хор. Июнь, 1928 г.

Творческий коллектив систематически выезжал с концертами в города и села республики, гастролировал во многих городах страны, в том числе областных центрах Поволжья, Ленинграде и Москве. Это он с первых дней своего существования открывал миру самобытные чувашские песни перед широкой аудиторией, привлекая доброжелательное внимание музыкантов и критиков. Так, многие композиторы (среди них – В. Белый, М. Гнесин, А. Александров и др.) стали использовать в своем творчестве чувашские музыкальные темы.

В 1939 году государственный хор преобразован в Чувашский государственный ансамбль песни и пляски (сейчас – песни и танца). Ансамбль широко пропагандировал хоровые обработки народных песен, произведения чувашских авторов, а также лучшие образцы классической и советской музыки, прививая чувашскому народу интерес к музыкальной культуре, к русской классике и творчеству советских композиторов.

Записи 1923 года

Значительный интерес представляют многочисленные граммофонные записи чувашской хоровой и вокальной музыки того времени, которые стали открытием для отечественного слушателя. Впервые искусство чувашских певцов было запечатлено грамзаписью в 1923 году. Сохранилось свидетельство участницы национального хора А. Орленко о том, что сделать эти записи настоятельно рекомендовал М.И. Калинин во время встречи в Кремле. Граммофонные записи были специально организованы для национальных коллективов и артистов в Москве.

Так, в исполнении Чувашского государственного хора под управлением Ф.П. Павлова записаны десять произведений, разместившихся на четырех двусторонних дисках. В том числе: «Тухать-и те тухмасть-и» (Песня посаженного отца; солировал Трофим Патрик), «Линькка-линькка» (Линка), «Олту» (Олду) Федора Павлова, «Лутраях та шӗшкӗ» (Раскидистый орешник) Степана Максимова. Записи не сохранились.

Дирижеры Чувашского государственного хора

Дирижеры Чувашского государственного хора Ф.П. Павлов (справа) и В.П. Воробьев (рядом), С.М. Максимов (крайний слева) с хористами перед выездом с концертами в Москву. 1929 г.

Записи 1929 года

В 1929 во время гастрольной поездки Чувашского го¬сударственного хора в студии грамзаписи на Кузнец¬ком Мосту (Москва) записаны десять грампластинок (№ 345–363); нумерация присваивалась матрице, т.е. каждой стороне пластинки).

На них уместилось одиннадцать хоровых номеров, а также два сольных в исполнении А. Токсиной и И. Васильева: «Чувашская народная свадебная песня» (гармонизация Ф. Павлова); «Чувашская рекрутская песня», «Комиссара сапоги», «Песня про зайца» (гармонизация С. Максимова); чувашские народные песни «Не бывал в Чебоксарах», «Плясовая» «Лапоть» (обработка В. Воробьева); «Кик-кик», «Гостевая застольная песня», хороводная песня «Не гнись, орешник» (обработка С. Максимова) и др.

Записи 1937 года

В 1937 выпущено пять грампластинок с записями симфонической и вокальной музыки Ф. Павлова, В. Кривоносова, И. Люблина, Г. Воробьёва в исполнении солистов И. Васильева и А. Казаковой, оркестра Всесоюзного радиокомитета под управлением Г. Благодатова и пианиста И.В. Люблина (№ 6277–6292).

С пластинок впервые прозвучали чувашские народные песни «Колыбельная» в обработке Ф. Павлова; «Старинная гостевая песня» в обработке Г. Воробьева; «Куплеты Кирука», «Первая ария Катерины» и «Вторая ария Катерины» из музыкальной комедии В. Кривоносова «Хаваслӑх». Имеются также сведения о записи нескольких произведений хором под управлением В. Воробьева. В том числе: «Туй», «Колхоз юрри» Ф. Павлова; «Кӗреке юрри», «Мулкач юрри», «Ан авӑн, шӗшкӗ» С. Максимова; «Колхоз ачисем», «Кай, кай Ивана» В. Воробьева. Пластинки не обнаружены.

Чувашский государственный хор. Июнь, 1936 г.

Чувашский государственный хор. Июнь, 1936 г.

Записи 1938 года

В 1938 Чувашским государственным хором под управлением А. Могулевского осуществлены записи произведений шести чувашских композиторов (№ 7252–7263). Среди записей: чувашские народные песни «Хӑйматлӑх юрри», «Сӑвӑ», старинная чувашская песня «Сӗрен»; частушки «Такмаксем», чувашская народная плясовая песня «Тӳнкки-тӳнкки» (гармонизация Ф. Павлова); «Кай, кай Ивана» (обработка В. Воробьева); «Туй юрри», чувашская народная песня «Вӗлле хурчӗ» (обработка Ф. Павлова); «Сталин ҫинчен хынӑ юрӑ» (музыка Г. Лебедева); «Колхоз ачисем» (музыка В. Воробьева, слова Н. Васянки) и др.

Следует упомянуть и о записях, осуществленных в том же году Чувашским национальным хором под управлением дирижера-хормейстера А. Ростиславина: чувашскую народную песню «Улӑх тулли» в обработке А. Егорова, старинную чувашскую песню «Туҫи юрри» в обработке В. Белого, «Хурӑнлӑхра куккук авӑтать» в обработке Г. Лискова, «Ҫамрӑк летчиксем» на музыку Г. Лискова, «Кай, кай Ивана» в обработке В. Воробьева, «Туй юрри» в обработке Ф. Павлова.

Грампластинки выпуска 1920–30-х гг. в большинстве были уничтожены по специальным распоряжениям Главлита в связи с репрессиями 1930-х гг.

Чувашские краеведческие грампластинки, выпущенные фирмой «Мелодия»

В 1964 году была создана монопольная государственная всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия», объединившая звукозаписывающие студии Москвы, Ленинграда, Таллина, Риги, Вильнюса, Тбилиси, Алма-Аты и Ташкента. Фирма «Мелодия» вела огромную работу по записи и выпуску пластинок классической, народной и эстрадной музыки, а также литературных и историко-политических записей. Особую ценность представляют выпуски краеведческих пластинок советских заводов и студий: Апрелевского завода грампластинок, Ленинградской студии грамзаписи, Ташкентского завода грампластинок им. М.Т. Ташмухамедова и др.

Чувашские краеведческие грампластинки, выпущенные фирмой «Мелодия», представляют многожанровую панораму шедевров классической музыки известнейших чувашских композиторов, национального музыкального народного и детского творчества, вокального и инструментального исполнительства. В послевоенный период грамзаписи чувашской музыки осуществлялись более регулярно в 1950, 1952, 1953, 1954, 1955, 1958, 1960, 1962, 1963, 1970, 1972, 1973, 1974, 1977, 1979, 1980, 1985, 1987, 1990.

Грампластинки с записями чувашской композиторской музыки

Чувашская музыка, представленная на грампластинках ХХ века, достаточно обширна. Грампластинки с записями чувашской музыки представлены с наибольшим разнообразием вокальных, инструментальных и музыкально-сценических произведений композиторов-классиков.

Члены Союза композиторов Чувашии. 1988 г.

Члены Союза композиторов Чувашии. 1988 г.

Творчество чувашских композиторов

Художественная культура Чувашии немыслима без композиторского искусства. Как феномен национальной культуры, оно зародилось в начале XX века. Музыковед, доктор искусствоведения М.Г. Кондратьев отмечает: «Именно в это время происходит переворот в общественном сознании и практике – национальная школа профессиональной музыки, ранее непредставимая, сделалась целью, смыслом деятельности посвятивших себя ее достижению людей, постепенно формируясь и получая общественное признание».

Конверт грампластинки с диском «У истоков чувашской музыки». 1990 г.

На виниловой пластинке «Чӑваш музыкин малтанхи юрри-кӗввисем: илемлетнӗ халӑх юррисем» (У истоков чувашской музыки: обработки народных песен) представлены произведения на чувашскую тему конца ХIХ в., периода рождения национального профессионального музыкального искусства 1918–1919 г.г. В альбом вошли обработки старинных чувашских народных Н. Кленовского, С. Толстого, И. Дмитриева, П. Миронова, С. Максимова, Г. Лискова, Ф. Павлова, Т. Парамонова.

Звукозаписывающая фирма «Мелодия» знакомила слушателей произведениями основоположников чувашского музыкального искусства Ф. Павлова, С. Максимова, В. Воробьева. Новые времена требовали новой музыки, соответствующей современной жизни. Записанные на грампластинках сочинения воссоздавала полную картину чувашского музыкального искусства композиторов ХХ века: Анисима Асламаса, Владимира Иванишина, Германа Лебедева, Григория Хирбю, Филиппа Лукина, Виктора Ходяшева, Аверия Токарева, Александра Васильева, Федора Васильева, Тимофея Фандеева и др. Так, в грампластинки «Чебоксарские вечера», «Песней порадуем друзей», «Край родной», «Чебоксарский сувенир», «Хоры чувашских композиторов» включены произведения чувашских композиторов нового поколения второй половины ХХ века.

Конверты грампластинок «Калина красная: песни Филиппа Лукина (1993), «Хоры чувашских композиторов» (1990), «Герман Лебедев: хоровые произведения (1990).

Несколько грампластинок имеют монографический характер, где представлено творчество чувашских композиторов Ф.П. Павлова, С.М. Максимова, В.П. Воробьева, Ф.М. Лукина, Г.С. Лебедева: «Уҫланкӑри палан: Филипп Лукин юррисем» (Калина красная: песни Филиппа Лукина), «Герман Лебедев: хор валли ҫырнӑ юрӑсем» (Герман Лебедев: хоровые произведения), «Степан Максимов: хоровые произведения» и др. Первым оригинальным сочинением в истории композиторского искусства Чувашии стал хор Степана Максимова «Хура вăрман урлă эп каçнă чух». Создано произведение (по мнению М.Г. Кондратьева) в мае или июне 1917 г.

Композиторами советской Чувашии был освоен практически весь круг жанров современного композиторского творчества. Многие произведения первых чувашских композиторов остались в истории образцами высокой художественной культуры, наиболее близкими к первозданной чистоте народной музыки.

Т.И. Чумакова после спектакля «Нарспи» с композитором Г.Я. Хирбю. 1970-е гг.

Т.И. Чумакова после спектакля «Нарспи» с композитором Г.Я. Хирбю. 1970-е гг.

Музыкально-сценические произведения

Многочисленные грамзаписи фрагментов опер, балетов, музыкальных комедий, выпущенные фирмой «Мелодия», были и остаются подлинными сокровищами для истинных ценителей чувашской классической музыки.

Опера «Шывармань» (Водяная мельница). Сарби – Р. Ахметбекова. 1960 г.

Опера «Шывармань» (Водяная мельница). Сарби – Р. Ахметбекова. 1960 г.

С пластинок «Мелодии» в исполнении ведущих профессиональных музыкальных коллективов и солистов прозвучали шедевры музыкально-сценических произведений Григория Хирбю и Владимира Иванишина «Нарспи», Аристарха Орлова-Шузьма «Звездный путь» и «Хамаръял», Федора Васильева «Шывармань»; балетов Федора Васильева «Сарпике» и Анисима Асламаса «Нарспи и Сетнер»; музыкальных комедий Григория Хирбю «Салампи» и Анисима Асламаса «Шуршӑл тӑхлачи» и др. В собрании оперных звукозаписей выделяется серия «Мелодии чувашских опер».

Искусство профессиональных музыкальных коллективов на грампластинках

Пожалуй, самый из масштабных проектов, осуществленный «Мелодией» в советские годы, связан с ведущими профессиональными коллективами республики.

На нескольких десятках грампластинок представлено искусство ведущих музыкальных коллективов: хора Государственного комитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию (1967-1992), Чувашской государственной академической симфонической капеллы, Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца, Чувашского государственного камерного оркестра.

Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца

В равной степени концертной и студийной работе уделял внимание и старейший музыкально-исполнительский коллектив республики - Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца. Художественный коллектив является визитной карточкой Чувашской Республики, широко известен в России и за рубежом. Коллектив достойно представляет трудолюбивый и скромный древний народ, активно пропагандирует духовный мир своей нации, вековые традиции и новые достижения.

Чувашский государственный академический ансамбль песни и пляски.
В центре – А.Г. Орлов-Шузьм. 1940 г.

Ансамбль создан в 1924 г. как Чувашский государственный хор. Преобразован в Государственный ансамбль песни и пляски (1939 г., сейчас – песни и танца).

В послевоенные десятилетия Чувашский государственный ансамбль песни и танца становится ведущим музыкально-исполнительским коллективом республики. В 1970-е годы отчетливо обозначается тенденция к восстановлению и развитию на современном уровне лучших традиций коллектива, идущих от первых лет его существования: опора на самобытный национальный материал. Активнее становятся контакты с композиторами Чувашии, причем особое внимание уделяется работе с молодыми авторами.

Конверт грампластинки с диском «Чӑваш патшалӑх юрӑпа ташӑ ансамблӗ»
(Чувашский государственный ансамбль песни и танца).

Новые тенденции можно ощутить в записанных на пластинке «Чӑваш патшалӑх юрӑпа ташӑ ансамблӗ» (Чувашский государственный ансамбль песни и танца) (художественный руководитель Ю. Васильев хормейстер Г. Егоров) номерах из современного репертуара хоровой группы ансамбля. Основу его наряду с обработками подлинных народных мелодия составляют произведения чувашских композиторов, многие из которых специально написаны «Мелодией» для данного коллектива: «Приезжайте в гости к нам» (Г. Лебедев – Ю. Семенов), «Любимый город Чебоксары» (А. Петров – Ю. Семенов), «Танец дружбы» и «Конь колхозный, конь гнедой» (Г. Лебедев – В. Давыдов-Анатри) и др.

Исполнительское мастерство хора и инструментальной группы ансамбля (дирижер-хормейстер Г. Егоров с 1974 г.) также подтверждается осуществленной записью Всесоюзной фирмой «Мелодия». На пластинке «Чувашский ансамбль песни и танца» представлены классические обработки чувашских народных песен, выполненные С. Максимовым и Ф. Павловым. Пластинка открывается звучанием старинной застольной песни «Асран кайми» в обработке С. Максимова. Перед слушателями предстает многообразие жанров чувашского фольклора: хороводные, лирические, плясовые, игровые песни, широко представленные в обработках художественного руководителя ансамбля Ю. Васильева. Вторая сторона пластинки отдана произведениям Т. Фандеева и Г. Лебедева, посвятившего более тридцати лет хормейстерской работе в ансамбле.

Хор Государственного комитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию

Деятельность хора Государственного комитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию вписала славные страницы в историю национальной музыкальной культуры второй половины XX века. Прославленный хор был создан в 1967 году по инициативе первого его дирижёра, народного, артиста ЧАССР, заслуженного артиста РСФСР, композитора А. Г. Орлова-Шузьма. Художественный руководитель определил магистральный путь развития коллектива - пропаганду чувашской национальной профессиональной и традиционной музыки.

Хор Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров ЧАССР. Конец 1960-х гг.

Всесоюзным радио в исполнении хора радио и телевидения было записано более двухсот произведений авторов и композиторов. Хоровой коллектив отдавал также много времени студийной работе, записывая уникальные концертные программы с широко известными сочинениями чувашских композиторов и редко исполняемыми произведениями национальной народной музыки.

Конверт грампластинки с диском «Шупашкар каҫӗсем» (Чебоксарские вечера) (1975, 1983) и конверт грампластинки «Песней порадуем друзей» (1975).

К примеру, на двух пластинках-сувенирах «Шупашкар каҫӗсем» (Чебоксарские вечера), «Песней порадуем друзей» чувашская музыка звучит в исполнении хора гостелерадио. Большой популярностью пользуются произведения для хора без сопровождения. Чувашское музыкальное искусство имеет немало таких прекрасных образцов этого жанра. Это и хоровые обработки чувашских песен, и оригинальные авторские произведения.

Верное ощущение природы народной песни, ее знание «изнутри» помогает композиторам в создании художественных обработок фольклора. В исполнении хора гостелерадио звучат обработки А. Токарева, художественного руководителя хора П. Федорова. В традициях народной песни решены хоры Ф. Лукина «Песней порадуем друзей» (стихи В. Урдаша), «Весенний лес» (стихи В. Соколова), «Гостевая» Т. Фандеева на стихи Г. Ефимова. Русские песенные интонации, опора на гармонии городской лирической русской песни отличают хоровую миниатюру В. Ходяшева «Звезды России» (стихи М. Леонидова).

Произведения чувашских композиторов, выбранные для записи из обширного репертуара хора, отличает разнообразие тематики. Обращение к трудовым будням «великих строек» проявилось в создании песен «Уренгой - Ужгород» А. Михайлова – В. Долгова, «Песни тракторостроителей» А. Петрова – Н. Евстафьева. Гражданским пафосом проникнуты известная баллада «Хлеб» на стихи А. Воробьева, хор «Памяти поэта» А. Асламаса на стихи Я. Ухсая, «Чебоксарские вечера» Г. Хирбю на стихи А. Галкина – воплощение лирических чувств. Тему единства демократических сил поднимает песня-марш Ф. Васильева – Ю. Семендера., решенная в традициях советской массовой песни.

Интересной работой гостелерадио является грамзапись кантанты Ф. Васильева «Ровесник» на стихи Ю. Сементера. Размышления о смысле жизни, людях разных поколений и жизненного опыта обусловило разнообразие музыкальных образов: поэтическая речь сочетается с оптимистическим маршем, скорбно-суровый монолог – с эпизодами в духе плясовой.

Конверт грампластинки с диском «Хор чувашского телевидения и радио». Дирижер Петр Федоров.

На «Мелодии» также неоднократно выпускалась пластинка «Хор чувашского телевидения и радио» (дирижер Петр Федоров) с записью «Слакбашских песен» Федора Васильева. Телепередачи с участием коллектива «Слакбашские песни» Федора Васильева и «Хоровые произведения А. Васильева» также транслировались Центральным телевидением Гостелерадио СССР.

Хор радио и телевидения в 1992 году преобразован в Чувашскую государственную хоровую капеллу. В 1993 году присвоено звание «академическая» и она стала называться Чувашская государственная академическая капелла. В 2000 году в состав хоровой капеллы вошёл симфонический оркестр. Для чувашской национальной культуры это стало событием исторического значения. В 2004 году коллектив преобразован в Чувашскую государственную академическую симфоническую капеллу. В 2000 году на основе Чувашской государственной академической капеллы была создана Чувашская государственная академическая симфоническая капелла (художественный руководитель и главный дирижер Морис Яклашкин).

Творческие музыкальные коллективы и солисты

Музыкальная жизнь в Чувашии многогранна и активна, подтверждением этому служит созвездие музыкальных коллективов и солистов, грампластинки с записями которых выпускались фирмой «Мелодия». Например, пластинка «Край родной» представляет панораму чувашской камерной музыки в исполнении различных музыкальных коллективов и популярных солистов республики. Одна сторона пластинки посвящена вокальным жанрам. Часть записанных произведений - обработки чувашских народных песен, выполненные классиками чувашской музыки Ф. Павловым и Г. Воробьевым.

Красотой печальной мелодии, разнообразием фактурных приемов привлекает обработка песни Г. Воробьева «Дуга из вяза», звучащая в исполнении ВИА «Атăл» Чебоксарского машиностроительного завода (руководитель Р. Семенов).

Представлены на пластинке и авторские песни Г. Лебедева, Г. Хирбю и самодеятельного композитора Г. Маркиянова. Они звучат в исполнении заслуженной артистки ЧАССР Т. Чумаковой и ансамбля скрипачей Чебоксарского музыкального училища (художественный руководитель З. Шапиро, концертмейстер Н. Володарская). Существование в республике такого ансамбля привело композиторов к созданию пьес для этого коллектива. Среди них поэма Т. Фандеева «Край родной», построенная для фольклора противопоставлении лирической песни и энергичной пляски, и мечтательно-романтическое «Анданте» А. Токарева.

Две пьесы записаны оркестром Чувашского музыкального театра. Это прелюдия из сюиты «Сильби», созданной в тридцатые годы ленинградским композитором В. Иванишиным, внесшим значительный вклад в становление чувашской профессиональной музыки, и «Токката» для симфонического оркестра А. Васильева.

Встреча в студии Чувашского телевидения с А.Г. Николаевым. Т.И. Чумаковой
аккомпанирует Ю.Н. Мясников. 1963 г.

Мастера вокального искусство

Во второй половине ХХ века были сделаны уникальные записи голосов многих ведущих чувашских солистов и артистов, ярчайших исполнителей вокальной музыки. Красочность и мелодичность звучанию национальных песен придавали изумительные голоса мастеров вокального искусства Чувашии, завоевывая популярность у миллионов слушателей, не в последнюю очередь благодаря грамзаписям «Мелодии». Из вокалистов достаточно назвать имена Тамары Чумаковой, Мефодия Денисова, Виталия Петрова, Ивана Христофорова, Светланы Азамат, Валерия Иванова, обладавшими колоссальным репертуаром чувашской вокальной музыки.

Конверт грампластинки «Янра, юррӑм: Виталий Петров юрлать» и конверт грампластинки с диском «Поет Светлана Азамат».

В фоноиздания «Мефодий Денисов поет чувашские песни», «Поет Тамара Чумакова», «Янра, юррӑм: Виталий Петров юрлать», «Светлана Азамат юрлать: чӑваш халӑх юррисем» (Поет Светлана Азамат: чувашские народные песни), «Ираида Вдовина поет чувашские народные песни», «Родники чувашского края: Владимир Чекушкин поет чувашские народные песни» вошли вокальные произведения в исполнении оперных певцов Тамары Чумаковой и Мефодия Денисова, вокалистов Светланы Азамат и Виталия Петрова, исполнителей и популяризаторов чувашских народных песен Ираиды Вдовиной и Владимира Чекушкина.

Репетиция с концертмейстером Чувашской государственной филармонии Д.Ф. Караяниди. Стоят (справа налево): Мефодий Денисов, Тамара Чумакова, Николай Петров. 1950-е годы.

Выпуски граммофонных пластинок с записями голосов легендарных вокалистов расходились большими тиражами и до сих пор бережно хранятся многими любителями музыки.

Чувашские музыканты-инструменталисты

На музыкальной карте мира Чувашию достойно представляют многие известные музыканты. Записи фирмы «Мелодия» открывали российским слушателям новые имена музыкантов-инструменталистов-чувашей, продолжающих славные традиции советской исполнительской школы. Это гобоист А.М. Любимов, кларнетист Михаил Измайлов и валторнист Виктор Галкин.

Конверт грампластинки «Анатолий Любимов» с записью произведений Д Чимарозы, А. Вивальди, К. Сен-Санса и П. Хиндемита. Начало 1970-х гг.

Гобоист и музыкальный педагог, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, народный артист РФ, уроженец села Новые Айбеси Чувашской Республики Анатолий Любимов представлял чувашскую классическую музыку и искусство чувашских композиторов, выступая на гастролях в более 40 странах мира. Специально для музыканта-инструменталиста композиторами создавались произведения, посвящённые ему и впервые исполненные им. В числе их авторов композиторы Чувашии А. Асламас, М. Алексеев, Г. Хирбю, А. Васильев, В. Ходяшев, Ф. Васильев, а также А.Б. Луппов (Республика Татарстан), М. Симанский (Саратов), Ч. Нурымов (Туркмения). Анатолий Любимов стал первым в стране гобоистом-концертантом международного класса.

После выступления с Государственным симфоническим оркестром Татарской АССР. На сцене – Виктор Галкин и композитор Борис Трубин. За дирижерским пультом – главный дирижер – Натан Рахлин. Г. Казань. 1968 г.

В одном ряду с ними стоял и один из лучших валторнистов мира, уроженец г. Чебоксары, заслуженный артист РСФСР, народный артист РФ Виктор Галкин. Работал в Большом симфоническом оркестре Центрального телевидения и радиовещания (ныне им. П.И. Чайковского), в т. ч. в 1977-2004 - солистом. Работая в Большом симфоническом оркестре Центрального телевидения и радиовещания (ныне им. П.И. Чайковского), ему пришлось исполнять все сольные эпизоды и труднейшие валторновые партии из огромного классического репертуара. В расчете на исполнительское мастерство В. Галкина создают свои произведения современные авторы. Валторнист был первым исполнителем сольных и ансамблевых сочинений татарского композитора Б. Трубина, москвичей Б. Франкштейна, И. Жванецкой. Нередко к нему обращались земляки – чувашские композиторы. Созданные для валторны с фортепиано поэма «У старого дуба» А. Асламаса, пьеса «Экспромт» А. Токарева, «Воспоминание» и «Мелодия» Ф. Лукина впервые прозвучали и были записаны в исполнении Виктора Аполлоновича. Его именем названа улица в Чебоксарах.

Отечественные грампластинки сохранили для потомков многие страницы исполнительской деятельности гобоиста А.С. Любимова, кларнетиста, заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики М.М. Измайлова и валторниста В.А. Галкина, с триумфом представлявших советскую исполнительскую школу в самых престижных концертных залах мира.

Грампластинки с образцами детского музыкального творчества

Обращает на себя внимание собрание звукозаписей фирмы «Мелодия», посвященное детскому музыкальному творчеству. Большое практическое значение имел выпуск комплекта из восьми пластинок – фонохрестоматии по чувашской музыке для общеобразовательных школы (1977).

Конверт грампластинки с диском «Песня, звонкая лети: детские песни для хора». 1990 г.

Необычайный интерес вызвала многократно переиздававшаяся грампластинка с образцами детского хорового искусства «Вӗҫтӗр юрӑ таврана: ачасен юррисем» (Песня, звонкая, лети: детские песни для хора). В репертуаре – чувашские народные песни в исполнении детского фольклорного ансамбля «Пилеш» (в переводе на русский язык «рябинка»). Ансамбль «Пилеш» организован при Чебоксарской школы-интерната № 3 известным фольклористом Зинаидой Козловой. Песенный репертуар коллектива разнообразен по жанрам. Ребята исполняют в необработанном виде хороводные, величальные, шуточные, игровые песни. Яркие национальные костюмы, звонкие голоса юных артистов, своеобразная манера исполнения привлекают зрителей. Тексты и манера исполнения записаны на территории Чувашской и Татарской республик, Ульяновской, Куйбышевской и Оренбургской областей.

Грампластинка привлекла особое внимание специалистов в области фольклора, хормейстеров и преподавателей музыкальных дисциплин.

Чувашский музыкальный фольклор в фонозаписях

Выпуск этнографических пластинок в СССР превращается в самостоятельную отрасль издательской индустрии. Основой профессиональной музыки любого народа являются богатства музыкального фольклора, т.е. песни и инструментальные мелодии, созданные народом. «Мелодия» возвращала к жизни забытые или полузабытые произведения чувашского музыкального фольклора. Необходимо подчеркнуть, что феноменальное богатство нашей чувашской национальной культуры отражено на грампластинках далеко не полно.

Конверты грампластинок «Федор Павлов: хоровые произведения» (1993) и «Степан Максимов: хоровые произведения» (1993).

В выработке основ чувашского национального музыкального искусства, в деле собирания, обработки и пропаганды народной песни значительной была деятельность композиторов старшего поколения - С. Максимова, В. Воробьева, Г. Лискова. Максимов и Лисков, как и Ф. Павлов, являлись воспитанниками Симбирской чувашской школы, а В. Воробьев пришел в музыкальное искусство из учительской среды. Много гармонизаций и обработок оставили также Г. Лисков и А. Тогаев. Одним только композитором-фольклористом Степаном Максимовым было собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий. Выдающийся собиратель чувашской народной музыки объехал почти все районы Чувашии, десятки селений с чувашским населением в Ульяновской и Куйбышевской областях, Татарии и Башкирии, на Урале, в Сибири с целью отбора и записи лучших образцов народных напевов. Обработки народных песен чувашских композиторов-классиков нашли свое отражение в грампластинках: «Федор Павлов: хор валли ҫырнӑ юрӑсем» (Федор Павлов: хоровые произведения), «Степан Максимов : хор валли ҫырнӑ произведенисем» (Степан Максимов: хоровые произведения). Эти сочинения ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен. Благодаря крепким связям с народными истоками творчество композиторов республики стало подлинным достоянием чувашского народа.

Конверты грампластинок «Чувашские узоры: народные песни и наигрыши» (1990), «Запоем родную песню: фольклорный ансамбль «Уяв» (1990), «Чебоксарский сувенир» (1990).

Следует упомянуть и о многочисленных записях чувашской народной музыки, до того времени малознакомой отечественному слушателю. Образцы чувашского музыкального фольклора выпущены на грампластинках: «Чӑваш эрешӗсем: халӑх юррисемпе тӗрлӗ инструментсен кӗввисем» (Чувашские узоры: народные песни и наигрыши), «Ай, юрлар-и юррине: «Уяв» фольклор ушкӑнӗ (Запоем родную песню: фольклорный ансамбль «Уяв») (руководитель Зинаида Козлова), «Шупашкар парни» (Чебоксарский сувенир), «Чӑваш фольклорӗ: Четырла ялӗнчи юрӑсен ушкӑнӗ» (Чувашский фольклор: фольклорный ансамбль села Четырла) и др. Открытием для отечественных и зарубежных слушателей стали образцы чувашского музыкального фольклора в записях Л. Викара, выпущенные на грампластинках в Венгрии фирмой «Hungaroton» (1984).

Конверт грампластинки «Чӑваш кӗввисем=Мелодии Чувашии» из серии «Искусство народов СССР.

Пластинки с записями традиционной национальной музыки выпускались в ярких и красочных сериях: «Искусство народов СССР: мелодии Чувашии», «Чувашский фольклор», «Чувашские народные песни и танцевальные мелодии» и др.

Самые последние грампластинки чувашской музыки

В начале 1990-х годов для фирмы «Мелодия» наступили новые времена. В 1990-е гг. выпуск грампластинок в связи с новыми технологиями звукозаписи и переходом на иные носители постепенно прекратился. Самые последние грампластинки чувашской музыки: «Мелодии чувашских опер» и «Камерные произведения чувашских композиторов» (RGM 7102 993MC, RGM 7103 993MC) – выпущены Петербургской сту-дией грамзаписи в 1997.

Музыкально-просветительская роль грамзаписей

В предвоенные, военные и первые послевоенные годы грампластинки можно было не только купить в магазине, но и взять во временное пользование в просветительских, агитационных пунктах и библиотеках, подобно книгам. Также, определенное количество старых пластинок можно было обменять новую (старые принимались на вес), с доплатой или без. На этикетках таких дисков ставился обязательный специальный чернильный или производственный штамп «Продаже не подлежит».

Трудно переоценить музыкально-просветительскую роль, которую многие годы играла фирма «Мелодия» для многочисленной советской, в том числе и чувашской аудитории. Будучи монополистом по производству грампластинок в стране и обладая крупнейшим в мире музыкальным творческим потенциалом, фирма «Мелодия» вела огромную работу по записи и выпуску пластинок классической, народной и эстрадной музыки. Десятки миллионов грампластинок, продававшихся в самых далеких уголках Советского Союза и во многих странах мира, и более 300 000 пленок, находящихся сегодня на балансе фирмы «Мелодия» - яркое тому подтверждение.

Несмотря на «радиофикацию всей страны» и налаженную, развитую систему концертной жизни, когда внутренние гастроли солистов и музыкальных коллективов республики достигали самых отдаленных городов и поселений Советского Союза, именно грампластинка оставалась главным и наиболее доступным носителем музыкального искусства буквально в каждый дом. Грампластинки активно использовалась в массовой работе, особенно семидесятые-девяностые годы прошлого столетия. Часто пластинки с записями национальной музыки звучали при проведении массовых мероприятий в учреждениях культуры, искусства и образования Чувашской Республики.

Краеведческие грампластинки из фонда Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Коллекция «Чувашская музыка в фонозаписях» от доктора искусствоведения М. Г. Кондратьева

В 2013 году фонд музыкальных фонозаписей Национальной библиотеки Чувашской Республики пополнился большой коллекцией грампластинок Всесоюзной фирмы «Мелодия». Известный музыковед, доктор искусствоведения М.Г. Кондратьев в рамках благотворительной акции «Музыкальные мультимедиа библиотеке» передал библиотеке грампластинки с записями чувашской музыки. Фоноколлекция «Чувашская музыка в фонозаписях» состоит из 3 разделов: произведения чувашских композиторов, чувашский фольклор, чувашское исполнительское искусство. Среди подаренных изданий есть уникальные и редкие издания, которые ранее отсутствовали в фондах библиотеки. Уникальная коллекция «Чувашская музыка в фонозаписях» храниться в фонотеке Национальной библиотеки как фонд, оправдывающий свое просветительское назначение.

Заключение

Рассматриваемый период развития чувашской музыки в грамзаписях охватывает несколько десятилетий ХХ века. За эти годы музыкальная культура Чувашии прошла большой плодотворный путь: от простейших гармонизаций народных песен до появления симфонии и оперы. Сотни часов грамзаписи чувашской музыки одного столетия – в них вошли не только признанные шедевры известнейших чувашских композиторов-классиков, но также записи образцов чувашского музыкального фольклора и детского музыкального творчества, фрагментов музыкально-сценических произведений, уникальных голосов легендарных мастеров вокального искусства и исполнительской деятельности музыкантов-инструменталистов.

Многочисленные записи национальной музыки на грампластинках были и остаются подлинными сокровищами для истинных ценителей чувашской классической и традиционной музыки.

Вера АРХИПОВА,
главный библиотекарь Национальной библиотеки Чувашской Республики

Список литературы:

Кондратьев, М. Г. Государственный ансамбль песни и танца Чувашской Республики, 1924-1991 : справочник / М. Г. Кондратьев. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1992. – 125 с. - Библиогр.: с. 75-102. - Дискогр.: с. 103-120.

Кондратьев, М. Г. Граммофонная пластинка // Чувашская энциклопедия : [в 4 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук ; редкол. : В. С. Григорьев (гл. ред.) и др.]. – Чебоксары, 2006 – Т. 1 : А-Е. – С. 454-455.

Мастера музыкального искусства : [очерки] / редкол.: С. А. Гапликов (пред.) и др. ; [сост., науч. ред. и предисл. М. Г. Кондратьева]. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2009. – 382 с.