Волга: знакомая и неизвестная
Виртуальная книжная выставка
Хозяйственное значение
В настоящее время водная система Волги используется в хозяйственной деятельности в нескольких направлениях:
- водоснабжение. Около 45% промышленного и 50% сельскохозяйственного производства страны сосредоточено в бассейне Волги. На предприятиях Поволжья производится более 90% грузовых и легковых машин страны, выпускается горное, металлургическое и химическое оборудование, развито вагоностроение, производство тяжелых станков, строительно-дорожных машин, тракторостроение. По выпуску химической промышленности предприятия региона занимают ведущее место в Российской Федерации. Многочисленные волжские водохранилища отвечают за снабжение водой мегаполисов, промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов;
- энергетика. На Волге построены гидроэлектростанции, обеспечивающие электроэнергией многие населенные пункты страны и входящие в Волжско-Камский каскад гидросооружений: Иваньковская ГЭС в Московской области, Рыбинская ГЭС и Угличская ГЭС в Ярославской области, Нижегородская ГЭС в Нижегородской области, Чебоксарская ГЭС в Чувашской Республике, Жигулевская ГЭС в Самарской области, Саратовская ГЭС в Саратовской области, Волжская ГЭС и Межшлюзовая ГЭС в Волгоградской области. Суммарная мощность волжских ГЭС составляет 10 Гвт (10 млн. кВт в год), а среднегодовая выработка электроэнергии – более 40 млрд кВт/ч. Причем производство энергии при помощи воды считается в 5 раз дешевле, чем на ТЭЦ и позволяет сэкономить огромные количества угля и ГСМ;
Фильм о строительстве Чебоксарской ГЭС и фотоматериалы - судоходство. Волга – одна из крупнейших российских водных артерий, важнейший транспортный путь. По ней осуществляются грузоперевозки, из одной точки страны в другую транспортируется лес, рыба, уголь, пиломатериалы, нефть и нефтепродукты и др. Пассажирское судоходство в настоящее время утратило свое транспортное значение, но стало важной частью туристической отрасли. Характер водного течения спокойный и плавный, без резких перепадов, что упрощает передвижение судов. Появление Волго-Донского канала открыло путь к Дону и Черному морю. Через Беломоро-Балтийский канал водные транспортные средства могут курсировать в Белое море. Канал Москва-Волга связывает водную артерию со столицей России. Крупнейшие волжские порты: Астрахань, Волгоград, Казань, Кинешма, Нижний Новгород, Рыбинск, Самара, Саратов, Тверь, Тольятти, Ульяновск, Чебоксары, Череповец, Ярославль;
- рыбный промысел. В реке обитает более 70 разновидностей рыб, в том числе 40 промысловых (карпообразные, вобла, судак, лещ, щука, сазан, сом и др.). Такие виды, как осетр и стерлядь, практически перевелись в последние годы. До строительства плотин рыболовство было важной прибыльной отраслью поволжской экономики. Плотины и ГЭС стали непреодолимой преградой для осетра и белуги, идущих на нерест из Каспийского моря вверх по реке, и выше плотин теперь встречается только стерлядь. Наряду с естественными нерестилищами на Нижней Волге широко развито искусственное воспроизводство рыб (рыбоводные заводы, нерестово-вырастные хозяйства и т.д.);
- орошение. Система волжских гидросооружений и водохранилищ позволяет эффективно использовать воду реки для орошения засушливых, но плодородных территорий среднего и нижнего Поволжья. На орошение земель воду забирают из Куйбышевского, Саратовского и Волгоградского водохранилищ.
- рекреация. Волга активно используется и как туристический объект. В прибрежных зонах имеются множество санаториев, баз и домов отдыха, что делает реку одним из важнейших рекреационных ресурсов страны. По Волге осуществляются пассажирские перевозки, курсируют экскурсионные теплоходы, работают переправы и водные трамвайчики. Круизы вниз по течению на современных лайнерах и комфортных пассажирских судах становятся очень популярными у россиян и иностранных гостей.
Материал подготовлен на основе открытых источников