Жизнь и деятельность

 

Двенадцать кукушек, один коростель

Преддверие нового, XXI века является особой вехой в жизни каждого человека. По-своему воспринимают поступь третьего тысячелетия творческие люди. Тут и итоги пройденного пути, тут же и задел на будущее, и размышления на злободневные темы. Именно в таком ракурсе мыслей беседовал наш спецкорреспондент И. Изембек с известным чувашским поэтом Юрием Семендером.

– Что нового в творческой жизни двенадцатого по порядковому номеру народного поэта Чувашии?

– Каждый грядущий день нам приносит новые задачи, новые настроения. Если поэту удается извлечь из массы впечатлений искру вдохновения – хорошо. А коли творческий подъем исчезает, как преходящий миг, улетучивается, как утренний сон, – это уже обидно. Сколько у меня было таких моментов, когда внезапно пришедшие мысли оставались нереализованными... Действительно досадно, когда ты ощущаешь новизну вдохновения, наслаждаешься оригинальностью видения, а через некоторое время уже упускаешь из виду собственную находку. Поэтому я каждый раз твержу себе: не ленись, тут же заноси в блокнот молниеносную мысль, ибо соловей на одной ветке долго не сидит. А потом – ищи ветра в поле.

Что же касается двенадцатого народного, то я, размышляя по этому поводу, написал поэму "Двенадцать". "Так ведь это произведение принадлежит великому Блоку", — могут недоумевать некоторые. Да, у Александра Блока действительно есть такая поэма, которую мы изучали в школе. Моя же лирическая исповедь посвящена всем чувашским поэтам, и все их имена там перечислены. Двенадцать апостолов в библейском учении, двенадцать народных поэтов Чувашии, "Двенадцатая ночь" В. Шекспира, двенадцать кукушек и один коростель из народной песни, двенадцать обручей на пивной бочке и хуплу из двенадцати гусей – все эти смысловые значения нашли место в этих строках. В скором времени поэма увидит свет в чувашской периодике.

Завершено либретто оперы "Атилла", над которой уже второй год усердно работает мой давний друг и соавтор композитор Геннадий Максимов. Имея в совместном творческом багаже более десятка песен, поставленные музкомедию "Шур акăш" и оперу "Птица счастья", вновь хочется отметить, что с Геннадием Сергеевичем сотрудничается легко. Коль скоро мы заговорили о музыке, скажу, что в последние годы не было ни одного месяца, чтобы наши композиторы не обращались ко мне за текстами к песням. Иногда они приносят готовые ноты, иногда подсказывают темы, но, то так уж повелось у меня, я не отказывал ни одному композитору. Ни маститому, ни молодому. Поэтому среди моих соавторов рядом стоят Филипп Лукин и Александр Васильев, Григорий Хирбю и Юрий Кулаков, Герман Лебедев и Иван Аршинов, Тимофей Фандеев и Николай Карлин, Федор Васильев и Юрий Григорьев, Олимпиада Агакова и Анатолий Никитин. Некоторые мои друзья на песенную лирику смотрят как на некий примитив и банальность, но долгая жизнь песен на стихи таких поэтов, как А. С. Пушкин, С. Есенин, М. Исаковский, Л. Ошанин, А. Фатьянов, И. Тукташ, В. Урдаш вновь и вновь убеждают меня в необходимости этого жанра. Так что, добро пожаловать, мои дорогие композиторы!

– Через год, Юрий Семенович, вы переступите шестидесятилетний рубеж. Наступает, как говорится, время собирать камни...

– Да, тут уж ничего не поделаешь. Один из моих старших друзей, Леонид Агаков, в свою бытность говаривал, мы, мол, не стареем, удаляются только даты нашего рождения. Успокаивать себя чем-то надо, но о времени собирать камни нужно помнить всечасно. То, что мне удалось сделать до сих пор, меня не удовлетворяет. Впереди — большой простор деятельности. Накопились неопубликованные рукописи. В прошлом году, к слову, завершил "Тетеревиную книгу" для детей, хотелось бы выпустить и сборник песен, и свод статей — размышлений о времени и о себе, поэмы тоже просятся в отдельную книгу... Книжные издательства теперь не в силах выпускать наши книги. Что делать? Я, конечно, далек от мысли, что государство совсем отвернулось от наших проблем, ибо отказ от художественной литературы чреват огромными негативными последствиями в духовном балансе наших современников, но сегодняшнее положение дел нас всерьез настораживает. Если учесть, что художественная литература выходила даже в годы военной разрухи, то нашу беззаботность ничем оправдать невозможно.

Однако писатели пишут. Значит, их высокое слово живет.

– Вы, как известно, много помогаете молодым литераторам. Чьи имена могли бы назвать как наиболее достойных?

– То, что редакция журнала "Ялав" всегда поддерживала молодую поросль, известно. Оно так и должно быть. Очень рад, что в поэзии выдвинулся Николай Ижендей, автор поэмы "Голос нерожденного ребенка", высоко оцененной литературной критикой. Поэзией живут Светлана Азамат, Валери Тургай, ярко проявили себя в прозе Елен Нарби и Альбина Мышкина. Наличие этих имен уже определяет надежное будущее чувашской литературы. Слава Богу, что наша сельская глубинка поставляет очень одаренную молодежь в наши филологические институты. Завтрашний день — за ними.

– Как доцент кафедры зарубежной журналистики ЧувГУ им. И. Н. Ульянова, вы имеете отношение к будущим журналистам...

– Да, я имею причастность к факультету журналистики. Вижу, что в стенах родного университета растет достойная смена. Когда в газетной периодике увидишь имена своих студентов, душа наполняется радостью. Если наше поколение состоит в основном из дочерей и сыновей ликбезовских выпускников, то нынешние слушатели наших вузов — это совершенно новое племя, способное взять на себя весь арсенал мировой цивилизации для воплощения мечты дедов и отцов. Их и благославляю я родственным сердечием у распахнутых ворот третьего тысячелетия.

Беседовал Измай ИЗЕМБЕК

Семендер, Ю. Двенадцать кукушек, один коростель : [беседа с поэтом Юрием Семендером] / Ю. С. Семендер ; беседовал Измай Изембек // Чăваш ен. – 2000. – 12-19 февр. (№ 6). – С. 4.