Get Adobe Flash player

Биография С.П.Королёва

Королёв Сергей Павлович – выдающийся советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия, основатель практической космонавтики, главный конструктор и директор ОКБ-1, академик АН СССР.

 

Родился 31 декабря 1906 (12 января 1907) года в городе Житомир (Украина) в семье учителя. Из-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в городе Нежин (ныне Черниговская область) в большой купеческой семье родителей матери, Н.Я.Москаленко. С 1917 года жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922-1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

 

В 1921 году С.П.Королёв познакомился с лётчиками гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 – как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке. Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, С.П.Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом.

 

В 1926 году перевёлся в Московское высшее техническое училище, где участвовал в организации первой в стране планерной школы, окончив её, стал инструктором и испытателем планеров, также окончил школу лётчиков, разрабатывал оригинальные планеры и лёгкие самолёты. С четвёртого курса С.П.Королёв совмещал учёбу с работой в конструкторских бюро (КБ). С 1927 года четыре года подряд участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле, в 1929 году представил там свой первый планер-паритель СК-1 "Коктебель", на котором сам же показал наибольшую продолжительность полёта – 4 часа 19 минут.

 

В феврале 1930 года С.П.Королёв успешно защитил дипломный проект лёгкого самолёта СК-4 (руководителем был А.Н.Туполев). Параллельно С.П.Королёв конструировал ещё один рекордный аппарат, рассчитанный "на все случаи жизни", – планер СК-3 "Красная звезда", на котором в октябре 1930 года впервые в мире были выполнены петли Нестерова в свободном полёте. С марта 1931 года С.П.Королёв начал работать старшим инженером по лётным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Главным событием во время его работы в ЦАГИ можно считать встречу с Ф.А.Цандером, который ещё в сентябре 1930 года начал программу испытаний своего лабораторного ракетного двигателя ОР-1. С.П.Королёв активно включился в совместную работу.

 

В сентябре 1931 года в системе Осоавиахима создается Группа изучения реактивного движения (ГИРД) во главе с Ф.А.Цандером, в задачи которой входили разработка и испытание экспериментального ракетоплана РП-1 с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) ОР-2. Московская ГИРД стала называться Центральной, а С.П.Королёв возглавил её научно-технический совет. С этого времени он уделял разработке ракетного оружия первостепенное внимание, понимая, что укрепление обороноспособности страны является непременным условием и для выполнения программ использования ракетной техники в мирных целях. С.П.Королёв приступил к организации своего первого КБ, которое сформировал из членов ЦГИРД. Это КБ, сохранившее название ГИРД, вошло в историю ракетостроения.

 

17 августа 1933 года первая советская жидкостная ракета ГИРД-09 достигла высоты 400 м, что являлось принципиальным достижением (в довоенный период полёты жидкостных ракет удалось осуществить только в США и Германии). Этот полёт доказал, что ракетная техника – не фантастика, а реальность. Итоги первых шагов ракетостроения С.П.Королёв подвёл в своей книге "Ракетный полёт в стратосфере" (1934), в которой осветил реальные некосмические возможности применения ракет в научных и военных целях.

 

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т.Клейменова. С.П.Королёв был назначен его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставили С.П.Королёва перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 году удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную с жидкостным ракетным двигателем. Энциклопедические знания, системный подход, редкая интуиция позволяли С.П.Королёву применять самые выгодные для данного случая конструктивные схемы аппарата, типы двигателей и систем управления, виды топлив и материалов. В результате в его отделе к 1938 году была разработана экспериментальная система управляемого ракетного оружия, включающая проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям, зенитных твердотопливных ракет.

 

27 июня 1938 года С.П.Королёв был арестован как участник контрреволюционной троцкистской организации и приговорён к 10 годам заключения. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года С.П.Королёв благодаря ходатайству А.Н.Туполева (хотя тот сам подвергся аресту в 1938 году) был вызван с Колымы для разработки в ЦКБ-29 нового бомбардировщика. С.П.Королёв сразу же занялся разработкой крыла самолёта и, кроме того, представил в НКВД проектные предложения по созданию для него ракетной аэроторпеды АТ, которая позволяла бы наносить удары, не входя в зону ПВО.

 

После того как коллектив А.Н.Туполева был эвакуирован в Омск, С.П.Королёв был направлен в Казань в ОКБ НКВД с задачей разработки применения ЖРД с тягой 300 кг. С.П.Королёв предложил ряд вариантов, из которых был выбран проект авиационной ракетной установки, обеспечивающей кратковременное увеличение скорости боевых самолётов. В результате отработки установка получила высокую оценку. За эту работу С.П.Королёв был награждён орденом "Знак Почёта", а 27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о его досрочном освобождении.

 

В сентябре 1945 года С.П.Королёв был направлен в составе группы советских специалистов на немецкие предприятия, где ему было поручено собрать для испытаний хотя бы несколько ракет Фау-2. Ознакомившись с тем, что осталось от ракетного центра Пенемюнде, подземного завода Нордхаузен, С.П.Королёв пришёл к выводу, что можно создать и свои отечественные ракеты с существенно лучшими характеристиками.

 

В мае 1946 года советским руководством было принято постановление о развитии ракетостроения в СССР, в соответствии с которым в подмосковном Калининграде (ныне – Королёв) был создан Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88), одним из главных конструкторов которого был назначен С.П.Королёв.

 

Уже в октябре 1947 года были проведены лётные испытания ракет А-4, собранных в институтах Нордхаузен и НИИ-88 в основном из трофейных узлов и агрегатов; в 1948 году с гораздо лучшими результатами по надёжности и точности попадания испытаны первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 по отечественной документации и из своих материалов. С.П.Королёв показал себя незаурядным организатором, сумев скоординировать работу созданного им Совета главных конструкторов (В.П.Бармин – наземный комплекс, В.П.Глушко – ЖРД, В.И.Кузнецов, Н.А.Пилюгин, М.С.Рязанский – системы управления), министерства вооружения (Д.Ф.Устинов), военных подразделений (маршал артиллерии М.И.Неделин), коллективов НИИ-4 в Болшеве и Государственного центрального полигона Капустин Яр.

 

В 1947 году он был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук СССР. Благодаря созданию ракеты с дальностью 300 км, которая во всём мире признавалась "чудом техники", С.П.Королёв открыл дорогу для воплощения на практике своих технических идей. В 1948 была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км. Параллельно с отработкой на надёжность и сдачей на вооружение ракет Р-1 и Р-2, С.П.Королёв развернул широкомасштабные проектно-теоретические научно-исследовательские работы по нескольким перспективным направлениям, в которых ОКБ играло роль головного предприятия. В результате появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км, оснащённая ядерной боевой частью. 2 февраля 1956 года на Семипалатинском полигоне (Казахстан) были успешно проведены испытания этой первой в мире стратегической ракеты.

 

23 октября 1953 года он был избран членом-корреспондентом АН СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 20 апреля 1956 года за создание первой в мире баллистической ракеты средней дальности с ядерным боевым зарядом Р-5М Королёву Сергею Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

 

Основное королёвское направление было связано с проблемами создания многоступенчатых ракет, достигающих межконтинентальной дальности. Первая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, уникальная и по конструкции, и по лётным характеристикам, при стартовой массе 283 т была способна доставлять на расстояние 8 тысяч км головную часть массой 5,4 т с термоядерным зарядом мощностью 3-5 Мт. Создав Р-7 и на её основе космические ракеты-носители, С.П.Королёв надеялся целиком сосредоточиться на космической технике, но жидкостные МБР по эксплуатационным качествам всё-таки проигрывали американским твёрдотопливным ракетам. С.П.Королёв, обратившись к этой проблематике, создал экспериментальную твердотопливную ракету РТ-1, достигшую на испытаниях 1962 года дальности 2,5 тысячи км.

 

На основе Р-11 С.П.Королёв разработал и сдал на вооружение в 1957 году стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в заправленном виде на танковом шасси. Серьёзно модифицировав эту ракету, он приспособил её для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Таким образом, С.П.Королёв создал первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

 

В дальнейшем С.П.Королёв разрабатывал более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя использовался переохлаждённый жидкий кислород) и сдал её (шахтный вариант Р-9А) на вооружение в 1962 году. Позже параллельно с работами над важными космическими системами С.П.Королёв начал первым в стране разрабатывать твёрдотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 С.П.Королёва перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракет-носителей.

 

В 1955 году ещё задолго до лётных испытаний ракеты Р-7 С.П.Королёв, М.В.Келдыш, М.К.Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой был назначен С.П.Королёв. И уже 4 октября 1957 года С.П.Королёв запустил на околоземную орбиту первый в истории человечества спутник. Его полёт имел ошеломляющий успех. С.П.Королёву была присуждена Ленинская премия и учёная степень доктора технических наук. Имевшийся технический задел и опыт ракетных исследований позволили С.П.Королёву менее чем за месяц создать и в ноябре 1957 году запустить второй спутник с собакой Лайкой на борту. Этот эксперимент доказал, что длительная невесомость не смертельна для живых существ. Реальностью становился полёт человека в космос.

 

20 июня 1958 года он был избран действительным членом (академиком) АН СССР. Ему была присуждена Золотая медаль имени К.Э.Циолковского АН СССР. В 1960 году он стал членом Президиума АН СССР.

 

12 апреля 1961 года он снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль "Восток", он реализует первый в мире полёт человека – гражданина СССР Ю.А.Гагарина – по околоземной орбите.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники и за работы по созданию и успешному запуску первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту Королёв Сергей Павлович награждён второй золотой медалью "Серп и Молот" (№ 86/II).

 

Вслед за первым полётом Ю.А.Гагарина 6 августа 1961 года Г.С.Титовым на корабле "Восток-2" был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Затем совместный полёт космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А.Н.Николаевым и П.Р.Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года. На следующий год – совместный полёт космонавтов В.Ф.Быковского и В.В.Терешковой на космических кораблях "Восток-5" и "Восток-6" с 14 по 16 июня 1963 года. За ними – с 12 по 13 октября 1964 года – в космосе экипаж из трёх человек на более сложном космическом корабле "Восход". 18 марта 1965 года во время полёта на корабле "Восход-2" космонавт А.А.Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

 

Затем были разработаны многоцелевой трёхместный космический корабль "Союз", корабль для облёта Луны Л-1, лунный экспедиционный комплекс Н1-Л3, предэскизные проекты тяжёлой орбитальной станции "Звезда" и тяжёлого межпланетного корабля. Дальнейшее осуществление советской космической программы С.П.Королёв планировал на основе сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1, испытания которой после его смерти и первых неудачных полётов в 1969-1972 годах были свернуты.

 

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники "Электрон" для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй – для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С.П.Королёв начал разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.

 

Всего за восемь лет начала космической эры под непосредственным руководством С.П.Королёва были запущены два простейших спутника, первая космическая научная станция, две первых космических системы "Электрон", состоявших каждая из двух спутников-станций, выводимых одной ракетой-носителем на существенно различные орбиты для одновременного исследования радиационной обстановки в разных областях околоземного космоса, первые спутники прикладного хозяйственного и оборонного назначения: спутник связи и телевещания "Молния-1", функционирующий на высокоэллиптической орбите, и фоторазведчики "Зенит" для детальной и обзорной разведки. Он автор и соавтор более 250 научных работ, статей и изобретений.

 

Жил и работал в Москве. Скончался 14 января 1966 года. Урна с его прахом захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Полковник-инженер (1946). Награждён двумя орденами Ленина (20.04.1956, 29.12.1956), орденом "Знак Почёта" (16.09.1945), медалями, в том числе "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (6.06.1945) и "В память 800-летия Москвы" (12.03.1949). Лауреат Ленинской премии (1957, за создание первого и второго искусственных спутников Земли). Награждён Золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР (14.02.1958, № 1). Почётный гражданин Королёва, Калуги (9.09.1997, посмертно) и Байконура (Казахстан; 1970, посмертно).

 

В 1966 году АН СССР учредила Золотую медаль имени С.П.Королёва за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники. Постановлением Правительства РФ в 1996 году именем С.П.Королёва был назван бывший город Калининград Московской области, где находится российский Центр управления полётами (ЦУП).

 

С.П.Королёву установлены памятники в Байконуре, Житомире, Киеве, Королёве, Москве, Таганроге, на территории ракетно-космической корпорации "Энергия". В Житомире, Москве и на космодроме Байконур открыты мемориальные дома-музеи, в музее РКК "Энергия" создана мемориальная комната-кабинет С.П.Королёва. В Киевском политехническом институте создана мемориальная аудитория. Мемориальные доски установлены в Житомире, Казани, Киеве, Королёве, Москве, Одессе и Северодвинске. Именем главного конструктора названы Самарский государственный аэрокосмический университет, два научно-исследовательских судна, один из высокогорных пиков на Памире и перевал на Тянь-Шане, малая планета, кратер на обратной стороне Луны, улицы во многих городах СНГ.