В. Вин

Гравитационное поле

Различны пути, которыми люди приходят к прекрасному...
...Шел дождь. В ателье «Элегант» над завершением настенной росписи работали двое. Мы сидели с Виталием, курили и смотрели, как беснуется ливень. Я не знаю, о чем тогда думал Виталий. Может быть, о том, как за горами, за долами, в старой избе живет его мать, до сих пор еще ждущая мужа, последнее письмо от которого получила в первый день войны. Витальке было тогда только пять лет, но помнит он отца хорошо. Был отец трактористом. От него всегда пахло солнцем, машиной, землей.
...Этого не может дать никакая академия. Вот рисунок. Светотень есть, а глубины нет. Отдельные предметы не сопряжены друг с другом, они оставлены без своего гравитационного центра, они мучаются Собственной неподвижностью. Рисунок прибавляет всегда к натуре лишь одно – личность художника...
Хлещет дождь. Глубоко задумавшись, сидит Виталий. То ли вспоминает что-то далекое, то ли думает о сегодняшнем. Дипломной работой его в Чебоксарском художественном училище был холст, на котором были изображены художники, выкладывающие мозаику. Диплом был оценен на «отлично», и Виталия направили в Академию художеств. Он приехал, потолкался там день, посмотрел на поступающих мальчишек и ушел. Подал документы в училище имени Мухиной. На графику. В 1962 году начал сотрудничать в Пермском издательстве, начал оформлять книги. В 1967 году блестяще защитил диплом по теме: «Человек и прогресс» – три больших мозаичных панно, которые предполагается установить на торцах политехнического института.
Вот и все, что относится, так сказать, к биографии Виталия Петрова.
– Скажи, Виталий, почему все-таки ты стал художником? Ты же мог стать кем угодно.
– Нет, должно быть, не мог. Это трудно объяснить, но, видимо, есть какая-то своя глубокая закономерность в том, что человек становится не кем-нибудь, а художником, И это зависит от гравитационного поля его сердца.

Молодая гвардия. 1967. 10 сентября