Е. Евсейчева, искусствовед
Рисунок на металле
В Куйбышеве открылась новая выставка эмали и графики тольяттинского художника Виталия Петровича Петрова. Надо сказать, последнее полугодие необычайно плодотворное у художника. Это уже его четвертая выставка. Три предыдущих экспонировались в Венгерской Народной Республике – в Будапеште и в Кечкмете, где В. Петров был участником Восьмого международного семинара по обмену опытом работы в технике горячей эмали.
Виталия Петрова давно увлекает эта интересная, но трудоемкая работа. Цветной металл сначала обжигают, обрабатывают кислотами, обезжиривают, потом наносят эмаль, сушат и по этой основе уже наносят рисунок. Затем все снова сушится и обжигается при температуре 900 градусов. В этой технике прозрачной эмали по цветному металлу выполнены эскизы к поэме К. Иванова «Нарспи». Художник знает и любит чувашский национальный эпос. Подчас сложным языком аллегорий доносит он до зрителя неповторимость, уникальность чувашской поэзии 19 века. Четыре работы этой серии, представленные на выставке, художник посвятил 60-летней годовщине СССР.
Освоив богатые возможности эмали, Виталий Петрович создает шутливое, светло-прозрачное произведение «Рука Петрова», иронизируя над «искусством» гадалок и предсказаний. А в эмали «Человек, птица и конь» технология несколько иная: лист железа грунтуется эмалью, обжигается, на нем процарапывается или наносится кистью рисунок, снова сушится и обжигается.
Таким образом, посетители музея могут увидеть два основных вида горячей эмали – по черному металлу и по цветному. Восемнадцать таких работ художника сейчас экспонируются в Доме Дружбы СССР и в Будапеште. А куйбышевцам Виталий Петров показывает не только эмали, но и графику: акварели, гуаши, перовые рисунки. Это многочисленные венгерские пейзажи, городские зарисовки Кечкемета, этнографические зарисовки, портреты, композиции с использованием национальных мотивов.
Художник особенно бережно выбирает мотивы старой архитектуры и тактично вписывает ее в современный пейзаж. Его наброски пером быстры, зорки, характерны. Акварели и гуаши – цельнее и декоративнее.
Всего 52 работы выставлены в маленьком зале первого этажа художественного музея, но какой это емкий рассказ о дружественной нам стране. Зная многочисленные монументальные работы в Тольятти и Сызрани, книжную иллюстрацию, станковую графику Петрова, понимаешь, что широта диапазона художника идет от постоянного творческого поиска, от не удовлетворенности уже найденным и освоенным.
Волжская Коммуна. 1983. 23 января.