А. Жданова, искусствовед
Скульптуры Юрия Екубенко
Среди скульптурных портретов, представленных в павильонах выставочного зала Перми, запоминаются образы, созданные Юрием Екубенко.
Юрий Екубенко, как скульптор-монументалист, в станковых работах обнаруживает новую грань творческого дарования, свидетельствующую об умении автора достигать психологизма в передаче образа.
Товарищи по искусству, говоря о характере самого скульптора, отмечают такие его черты, как общительность, способность понимать и тонко чувствовать юмор, шутку. Все эти качества художника невольно припоминаются, когда смотришь на его новые работы: «Художник из Тольятти Виталий Петров» и «Лев Давыдычев, пермский писатель» (обе скульптуры выполнены в дереве).
Несколько неожиданным предстает взгляду портрет писателя Давыдычева. Скульптор запечатлел его как бы скрытой камерой. Первые впечатления – сутуловатая фигура, ноги, обутые в валенки, пальто, накинутое на плечи. Как будто человек встал из-за письменного стола, чтобы размяться. Но чем больше рассматриваешь скульптуру, тем сильнее ощущаешь возникающее внутреннее общение с портретируемым, хочется проникнуть в его мысли, узнать, о чем он думает. Основной прием, который использует скульптор в трактовке характера писателя – гипербола (преувеличение). Она необходима, чтобы ярче выделить особенное, своеобразное, индивидуальное в хорошо знакомом человеке.
Иной психологический момент зафиксировал скульптор, создавая образ художника В. Петрова. Кажется, он идет вам навстречу, стройный, вдохновенный, молодой. По времени эта скульптура предшествует портрету писателя.
В ней автор шел не от особенностей дерева, а подчиняя материал увиденному воображением характеру. Скульптура, исполнена из разных брусков, выкрашена краской. Это позволяет за счет свето-теневого контраста ярче передать динамику движения.
В обоих портретах можно проследить некоторые черты, напоминающие пермскую деревянную скульптуру, столь любимую автором: материал, конструкция фигуры из отдельных брусков, условность трактовки. В последнее время Ю. Екубенко тяготеет к жанру композиционного портрета. Такой портрет позволяет раскрывать характер портрета рисуемого в той или иной ситуации: идущий и о чем–то беседующий В. Петров, задумавшийся с листом в руках писатель Л. Давыдычев. Можно заметить, что представленные на выставке работы открывают новую страницу не только в творчестве Ю. Екубенко, но и в развитии станковой скульптуры в городе и области. За последние годы на выставках станковой скульптуры появлялись изображения человека в полный рост, например, у Е. Плюсниной портрет балерины Г. Шляпиной, работа Е. Плюсниной и С. Колюпанова «Виктор Хара». Но это были все-таки малые скульптурные формы. Ю. Екубенко предлагает иное пластическое решение. И именно в нем и заключена основная особенность его работ. С тем решением, которое предлагает художник, можно соглашаться или не соглашаться, но не признать их эмоционального воздействия невозможно. А когда образ волнует, это самое главное.
Звезда (Пермь). 1979. 3 октября.