А. Иванов.

Время, сжатое в символы.

Выставка молодого пермского художника Виталия Петрова.

Эта совсем небольшая, но очень интересная выставка открылась несколько дней тому назад в помещении Пермского Союза художников.
На первый взгляд, небольшое относительно число представленных на ней рисунков, линогравюр, офортов, эскизов гуашью и фотографий не поражают посетителей, привыкших к большим многокрасочным полотнам, графическим листам и, вообще, к размаху выставок.
Но это только на первый и не очень внимательный взгляд. Стоит же подойти к стендам поближе и попристальнее вглядеться, хотя бы в серию экслибрисов, и ужо будет трудно оторваться от этих крохотных офортов. Что же происходит? А происходит вот что. Зритель сталкивается с необычным видением мира, со своеобразным взглядом на обычные вещи. Нет, нет у стула по-прежнему четыре ножки, а человек имеет пару ног, две руки и голову, но художник заставляет зрителя взглянуть на вещи несколько по-иному, увидеть иные связи между ними. Даже в тех экслибрисах, где обыгрываются старые символы, своеобычность рисунка вызывает новые ассоциации, побуждает к размышлениям.
Впрочем, к размышлениям, более глубокому пониманию известных произведений, побуждает и книжная графика Виталия Петрова.
Недавно появилась на прилавках магазинов автобиографическая книга поэта-авиатора Василия Каменского «Путь энтузиаста». Оформлял её Виталий Петров. На выставке представлены эскизы к ней. Вот карандашный набросок «будетлянина» Каменского, на высоком лбу мыслителя рисунок аэроплана. Портрет воскрешает в памяти страницы книги, посвященные тому периоду, когда он вместе с Маяковским и братьями Бурлюками совершал поездки по России, пропагандируя новое искусство футуристов-«будетлян».
А вот совсем иное, – гравюра к поэме В. Каменского. Степан Разин, закованный в цепи. Его везут Москву. Закованный, но непокоренный, все еще тот, что крикнул когда-то:

«Сарынь на кичку,

Ядреный лапоть,

Пошел шататься

по берегам...»


Есть в рисунке это удивление забитого русского люда перед неодолимым, мощным разгулом казачьей вольницы. Какая-то оторопь, захватывающая, приводящая в экстаз.
Виталий Петров за годы работы в Пермском книжном издательстве проиллюстрировал не один десяток книг. И просматривая иллюстрации к ним, видишь, как глубоко проникает художник в ткань повествования, как усиливает своими рисунками впечатление от прочитанных строчек. Яснее и монументальнее в комплексе с его рисунками книги Л. Давыдычева, А. Решетова, Г. Солодникова, В. Сапожникова, братьев – Германа и Владислава Занадворовых. Но Виталий Петров известен не только как художник-иллюстратор. На выставке представлены его эскизы монументально-декоративных панно, которые украшают фасады общественных зданий: «Связь и прогресс», «Спорт», «Труд», «Наука». И в них то же отношение к изображаемому. Виталий Петров символизирует, находит краткие решения для изображения огромных отрезков времени, соединяя истоки человеческих знаний с рекой сегодняшней науки и техники. Он как бы спрессовывает время, сжимает его до символов. И это закономерно сегодня при том огромном потоке информации, которая ежечасно вторгается в жизнь человека. Искусство В. Петрова, помогает усваивать и читать ее, не обедняя и не делая суррогатов.

Молодая гвардия. 1969. 24 января.