Б.Немцев, заслуженный художник ЧАССР
ПРАЗДНИК ТВОРЧЕСТВА
Его хорошо знают в Москве, Ленинграде, Киеве, в Прибалтике и за пределами нашей страны. Он по праву считается талантливым представителем советской школы монументального искусства. В Чувашии же творчество Виталия Петрова пока известно немногим. И вот, наконец, одну из значительных своих работ он сделал у себя на родине, в Чувашии.
Это — монументально-декоративное панно «Родная земля», выполненное в технике росписи «холодная энкаустика» с добавлением воска в колер. Роспись находится в фойе Новочебоксарского спортивного комплекса. Она является частью комплексного оформления Дворца спорта.
Панно состоит из нескольких самостоятельных композиций, логически связанных между собой единой темой, цветовым и пластическим решением композиции. Оно размещается на нескольких стенках, общая длина которых составляет пятьдесят метров.
Изобразительное повествование начинается с картины, где девушки в национальных костюмах направляются на полевые работы. Автор показал начало начал: землю, труд и хлеб. Язык изображения декоративный и достаточно сложный: в основной пластический мотив включены вспомогательные детали в виде орнамента, декоративных фигур и жанровых сценок.
Следующая группа композиции объединена названием «Свидание». Здесь изображён озаренный восходящей звездой молодой дуб, как символ чувашского края, здоровья и красоты. Над ним утки — символ изобилия. Персонажи не индивидуализированы, они символизируют молодость и расцвет... Вот дом и женщина. Это — обыденный день крестьянской жизни. Девушка стоит у источника, как бы на фоне легенд и сказаний.
Композиция следующей стенки названа «Ухаживание». Здесь мы видим катание на качелях под звездным небом и музыкантов. Вот что говорит об этой композиции сам автор Виталий Петров: «Много лет, много раз надо было выходить чувашским девушкам в поле, много труда вложить в эту землю, чтобы она вызвала в душе народа песню. Много поколений юношей и девушек встречалось, одухотворяя свидания хороводами и песнями. Весь этот труд, образ жизни, молодая любовь должны были возрасти в веках до категории возвышенного, до истинной поэзии, чтобы у народа родился такой поэт, как Константин Иванов. И он родился! В своей поэзии он поднял народ, воспел его песни, его любовь до высших достижений мировой поэзии. Мир увидел; сердце Нарспи радуется и страдает, чувства ее величавы, как все прекрасное».
Центральная часть всей композиции состоит из трех картин: «Свадьба», «Праздник», «Обновление». Портретом К. Иванова, автора бессмертной поэмы «Нарспи» открывается «Свадьба». Сюда же включен портрет Ф. П. Павлова, основоположника чувашской профессиональной музыки, композитора и драматурга. Композиция панно — развернутый сюжет народной свадьбы.
Панно «Праздник» — это сцена застолья: тут молодожены и родители, зрители и хоровод. «Обновление» открывается портретом художника А. Миттова. Здесь же портрет пламенного поэта, художника с горящим сердцем Михаила Сеспеля. Композиция панно отражает революционные события и обновление страны, становление чувашского народа в ряды защитников революции.
В следующей композиции молодая семья сажает дерево. В орнаментации ее появляются промышленные мотивы — химия и тракторостроение, электричество и космос. Завершает роспись композиционный портрет дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева.
Мы ничего не сказали о самой первой небольшой росписи, где изображены небо и пашня, подсолнухи и раскрытый этюдник с картиной.
Внизу надпись: «Праски Витти — Виталий Петров, Алгазино (Малти Ишек) ял сынни. Москва ТПММДИ ХФ РСФСР».
Родился Виталий Петров в Алгазине Вурнарского района в 1936 году. Учился в Чебоксарском художественном училище, в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Сейчас работает в Республиканских творческо-производственных мастерских монументально-декоративного искусства Художественного фонда РСФСР в Москве.
Хочется посоветовать каждому поклоннику изобразительного искусства посмотреть, на мой взгляд, выдающееся творение нашего земляка. И вы увидите буйство красок, ритм движения, цвета, почувствуете глубокое знание автором этнографии и значение революционных перемен. Как бы на ваших глазах строгий рисунок и образы перерастают в символ и глубоко западают в душу. Выходя после просмотра работы Виталия Петрова на шумные городские улицы, ловишь себя на том, что она не покидает тебя и здесь ни на минуту. Так и хочется еще и еще раз смотреть это волнующее и трогательное зрелище, наполненное глубоким содержанием, насыщенное биением сердца художника, большой любовью его к своему народу.
Советская Чувашия. 1981. 1 февраля.