М. ТАРАСОВА,
старший художественный редактор
Пермского книжного издательства.

НЕБО НАДЕЖДЫ НАШЕЙ

В Италии Петров сказал как-то:

- Там, в небе, все наши тревоги и надежды...

Я вспомнила об этом, рассматривая работы Петрова на первой его персональной выставке, открывшейся в эти дни в Пермском Доме художника. Петров любит рисовать небо — небо надежд и тревог наших. В линогравюре «Стенька Разин» поднятая над головой белая, огненно-белая Стенькина ладонь закрыла черное солнце. В одной из иллюстраций к книгам Владислава и Германа Занадворовых о войне бесцветное небо разрывает зловещая вспышка — то ли это взрыв снаряда, то ли страшное такое солнце. Лица героев на фронтисписе книги Льва Давыдычева «Душа не на своем месте» устремлены в небо, а там уходит в высоту ракета с пятиконечной звездочкой.

Петров закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной по специальности монументальная живопись. Первой его самостоятельной творческой работой было оформление набережной Волги в Чебоксарах — к сорокалетию советской Чувашии (май I960 года). На выставке есть большая фотография монументального панно на здании главного почтамта в Ижевске, исполненного в технике сграффито (цветной цемент). В. Петров был соавтором в этой работе. Художник оформил фасад Дворца спорта в Казани, здание биологического центра Академии наук СССР в Москве (керамическая мозаика). С творчеством Виталия Петрова, как интересного художника-монументалиста знакомы и пермяки. Вместе с Глебом Вяткиным он расписал фойе в ателье «Элегант». На выставке в Доме художника экспонируется проект панно к новому корпусу Пермского политехнического института - одна из последних его работ.

О монументальных работах Петрова мне судить, в общем, трудно. Скажу только, что лично мне в них близка их человечность. Символы Петрова, подчас, весьма сложные, как вы сложны ни были - это живые символы, в них ощутимо тепло человеческого сердца.

...Осенью 1962 года в Пермском книжном издательстве появился застенчивый молодой человек, и «для знакомства» выложил на стол целую кипу рисунков, офортов, гравюр. С того дня и сотрудничает в пермской книге Виталий Петров.

Для Петрова, человека и художника, характерно неожиданное сочетание душевной мягкости, деликатности, доброты с убежденностью - не боюсь этого слова — ясновидца. Убежденность эта не случайна, Виталий Петров — человек высокообразованный, тоньше многих чувствующий пульс своего времени, не привыкавший мыслить обычными, «удобными» образами. Он одарен способностью смещать углы зрения, смещать времена: он часто показывает своих героев как бы наперед, с романтической и приподнятой оценкой из будущего. Думаю, именно это удивительное свойство делает остро современными его листы.

Книги, оформленные и проиллюстрированные им, популярны не только у пермяков — «Белый лист» Алексея Решетова, «Душа не на своем месте» Льва Давыдычева, «Рябина, ягода горькая» Геннадия Солодникова, двухтомник Владислава и Германа Занадворовых. Почти все эти падания были отмечены дипломами на всесоюзных и всероссийских ежегодных конкурсах книги, экспонировались на выставках.

В иллюстрациях к книге В. и Г. Занадворовых Петров столкнулся с темой Великой Отечественной войны. Художник искал долго, мучительно. Появились наброски: движущаяся, словно бы ото всюду, фашистская орда, напоминающая лавину крыс, узники за колючей проволокой, взрывы, смерть. Основные темы были раскрыты уже в эскизах. Но как, каким наиболее точным приемом донести замысел до зрителя и читателя? Он решил серию рисунков давать в линогравюре. Контраст черного и белого, жесткость форм помогли ему даже в маленьких полустраничных заставках достичь плакатной выразительности и лаконичности.

Петрова интересуют не оттенки психологии героев, а то характерное в человеке, что помогает читателю постичь литературный образ не столько умом, сколько сердцем. В работах у Виталия Петрова пока не все совершенно. Иногда в них заметны следы черновой работы, не доведенного до конца «любопытного» эксперимента. Но говорить подробно об этом сейчас, по первым, явно приятным, впечатлениям от выставки, просто не время. Тем более, что лучшее из сделанного Петровым отмечено высокой его требовательностью к себе, ощутимо в них постоянное внутреннее движение.

Вечерняя Пермь. 1969. 24 января.