Беседовала Ирина Пушкина
«Теперь уж — настоящий художник…»
Провожая старый год, наверное, каждый человек дает себе отчет: чего достиг, что проделал за это продолжительное время; чтобы не было потом «мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Самыми яркими воспоминаниями минувшего года охотно поделился с нами художник, завоевавший всемирное признание, профессор ЧГУ Праски Витти (Виталий Петрович Петров).
– Виталий Петрович, какой он был для Вас, год, отмеченный тремя девятками?
– Для меня – удачный. В том году я принял участие на больших выставках в трех странах – Турции, Испании, Франции. В июне в Турции работала вторая Международная творческая лаборатория художников стран – членов ТЮРСОЙи. Об этой поездке я уже летом рассказывал в вашей газете.
В нюне же я был приглашен в Испанию на III Международную выставку «Искусство эмали». Ее организаторами были Андреу Виласис и Нури Лопес Рибалте. В стране, подарившей миру столько великих мастеров изобразительного искусства – Пикассо, – Дали, Гойя, Гауди... — мое имя не затерялось, хотя и говорить о себе – нескромно. Приняв участие в этой выставке, я стал лауреатом второй премии из шести. Таким образом, теперь и и Испании признали творчество чувашских художников. Кстати, на такую выставку гостей из Чувашии пригласили впервые.
– А как Вы попали в Париж? Ведь просто взять да махнуть куда хочешь в наше время не легко...
- Париж, конечно же, – дорогое удовольствие. С пустым карманом, действительно, не размахнешься. Но я все-таки наскреб свои сбережения на дорогу и проживание. А пригласила меня туда организация ASARTIS, занимающаяся международными выставками. В Париже я участвовал со своей персональной выставкой в одном из выставочных залов, где были экспонированы графика, живопись, стекло, керамика, а также вино. Всего там приняло участие 18 художников, выставка длилась 3 дня – с 26 по 28 ноября.
- Отличаются ли заграничные выставки от наших, отечественных?
– Парижские, конечно, отличаются. Они проходят, я бы сказал, на более высоком уровне. Например, каждый день участникам выставки предоставлялся весьма изысканный обед.
– Какие памятники искусства Вам больше всего запомнились?
– Таких мест в столице Франции полно. Самые лучшие впечатления оставили музеи Лувр, д'Орсе, Версаль, Музей человека, площадь Монмартр. На этой площади, с виду ничем не примечательной, не одно столетие собираются художники со всего мира. По-другому, это один, из крупнейших мировых центров мастеров кисти и краски.
– Сколько произведений Вы выставили во Франции?
– Я повез с собой 22 работы эмали и живописи.
– А вообще французы ценят этот вид искусства?
– А Вы сами подумайте: только в Париже живет 50 тысяч художников. Очень много в городе частных галерей. Кстати, во время выставок встретился я там с художником В. Макаренко. Мы с ним вместе учились в Ленинградском высшем художественно-производственном училище (ныне – академия) имени В. Мухиной. А еще одна интересная встреча была с Жераром Филиппом – французом, владеющим чувашским языком. Он ни разу не побывал в Чувашии, редко встречался с чувашами. Но почему-то очень интересуется нашим языком. Это, наверное, у него — хобби.
– Какими мыслями или идеями Вы вернулись из Парижа?
– Один великий живописец как-то сказал: «Художник, не побывавший в Париже, это еще не художник». Значит, я теперь уж... (смеется – И. П.) – настоящий художник. Конечно, поездка в Париж помогла мне осмыслить современную действительность.
– Виталий Петрович, говорят, искусство помогает человеку стать лучше и мудрее...
– Наверняка, так оно и есть. Ведь любой художник, заслуживающий внимания публики, полностью отдает себя любимой работе. И, конечно же, настоящее искусство учит человека только добру.
Ульяновец. 2000. 14 января.