Владимир Кожевников

Праски Витти: «Я рисую канонический образ чувашей…»

Виталий Петров (Праски Витти) нам известен работами, где пробуждаются глубинные слои национального самосознания, архетипы и символы чувашского мира. Недавно он побывал в рабочей командировке в городе Гусь-Хрустальный, и мы решили заглянуть к нему в гости.

– Виталий Петрович, вы недавно побывали в городе Гусь-Хрустальный. С чем была связана поездка?


– С 3 по 29 октября мы с художником-монументалистом из Ижевска Станиславом Медведевым работали на опытном стекольном заводе «Художественные промыслы» по поручению Минстроя Чувашии. Также в этом был заинтересован «Гражданпроект». Нам необходимо было изготовить на заводе детали из литого многоцветного стекла для витража фасада нового Дома Правительства. Диаметр – 6 метров, более чем 1300 деталей. Нас приняли очень хорошо и оказывали всемерную помощь в технически-организационных вопросах. Работали с 7 утра до 9 вечера. В течение месяца мы отлили все детали будущего витража и привезли их с собой.

– Что вы считаете главным в своей жизни?


– Для себя ценным считаю саму страсть рисования. Другие ориентиры очень изменчивы и только внешние. А деньги... Я о них никогда не думаю. Это приходящее.

– Что предпочитаете читать?


– Я люблю читать жизнеописания художников – Сальвадора Дали, Петрова-Водкина... Перипетии их судеб, взлеты и падения, восхождение к славе, причины радости - это предоставляет пищу для размышления. Также мне нравится японская, арабская, китайская поэзия. Достойными своего внимания считаю участников великого русского эксперимента – Бурлюка, Хлебникова, Маяковского, Каменского, Северянина...

– Что вас радует в этой жизни?


– Я был бы доволен, если бы я не родился. Но это случилось, и меня радует только то, что я живу с любимой женщиной.

– В одном из интервью вы сказали, что считаете себя нереализованным...


– Я не реализован в Чувашии, попал в безвременье. Творчество оказывается на обочине при потребительской жизни и стремлении получать удовольствия. А искусство – это всегда инструмент олицетворения лучших качеств народа, это элитное составляющее любой нации. Оно также выражает достоинство и силу власти. Без культуры любая власть становится грубой физической силой, скатывается в пропасть варварства. Она становится нужной народу только тогда, когда она может развивать культуру народа, а государство – это сосуд, вмещающий в себе нацию.

– Вас можно считать национальным художником?


– Сначала нужно понять, что такое народ. И как бы ни объясняли его сущность, думаю, у каждой нации много тайн, которые трудно или невозможно разгадать. Сложно понять, как чуваши дошли до XXI века без государственного формирования, политической элиты, дипломатии. Мне кажется, что помогло мировоззрение, культура духа, язычество. В плане уважения этих ценностей меня можно назвать национальным художником. Я рисую канонический образ чувашей в космогонической системе, и я один из индивидуумов древней культуры своего народа. Мои работы можно понять только через призму менталитета чувашского народа. К сожалению, мы лишились своих оберегов и своих богов. Мы беззащитны. Как известно, отрекшийся от собственных богов человек - обречен.
Я рад, что мои работы носят национальный колорит и что в них заложена смысловая нагрузка, пробуждающая в зрителе гордость за то, что мы укладываемся в законы красоты. В моем народе прекрасно все - гармоничное устройство, узнаваемость. И у меня масса причин и поводов отразить это на холсте.

– Над каким проектом вы сейчас работаете?


– Я сейчас работаю над поздравительной открыткой для друзей. Работа самая творческая. Ежегодно все мои друзья получают такие открытки.

– Что вам дает известность?


– Известность во мне ничего не изменила. Это важно только для памяти моей покойной мамы. Она мечтала вырастить хорошего человека и очень хотела, чтобы за меня ей не было стыдно.

– Если бы вы написали книгу, о чем бы она была?


– Конечно же, об искусстве, учебе и о становлении. Здесь же были бы рассуждения об удовольствии, когда занимаешься творчеством, и я не забыл бы о своих друзьях. Я и мечтаю когда-либо написать книгу об искусстве и свои мемуары.

Как вы распоряжаетесь своим свободным временем?

– Его как такового и нет. Как раз в свободное время я и рисую. Остальное - суетное. Тем более у меня в деревне дом, оставшийся от матери, и он требует ухода.

Что для вас означает словосочетание «востребованный временем»?

– Если время рассматривать как философскую категорию, то мне хотелось бы изобрести что-то новое, о котором можно было бы говорить: это XX век, это – XXI. Нужно делать так, чтобы это до тебя никто не делал. Время – изменчивая субстанция, и в каждый миг появляется что-то новое. Хочется, чтобы я был востребованным временем.

Как вы оцениваете нынешнюю интеллигенцию?

– Я думаю, та тонкая прослойка, которая появилась после 1917 года, сейчас немножко разболтана. Интеллигенция в наше время экономически обездолена. Если нет базиса – денег, жилья – трудно отстаивать свои идеи, трудно проявлять себя. Печально, что современное состояние интеллигенции очень скудное. Интеллигенция не участвует в политической жизни, с ней никто не советуется.

Современная Чувашия. 2004. 25 ноября. С. 1, 4.