Когнитивные технологии (УДК 001 ББК 72)
- 6.1. Когнитивные технологии в медицине
- 6.2. Когнитивные технологии в языкознании
- 6.3. Когнитивные технологии в политике
- 6.4. Когнитивные технологии в философии
- 6.5. Когнитивные технологии в психологии
- 6.6.Тематические сайты по когнитивным технологиям
Каждый, кто изучает познавательные возможности человека или просто интересуется особенностями "человеческого фактора", должен разбираться в том клубке идей, методов и фактов, который принято называть сегодня "когнитивной наукой". В последние годы это междисциплинарное направление присутствует, а иногда доминирует, в программах университетской подготовки психологов, лингвистов, нейрофизиологов, философов, информатиков, антропологов и экономистов по всему миру. Если вынести за скобки все, что может быть просто проявлением моды, то остается некоторый "сухой остаток", который сводится к следующему. Во-первых, замечательно, что науки в своем развитии могут не только бесконечно делиться, но и объединяться. Во-вторых, такое объединение ресурсов отдельных дисциплин обещает продвижение решений крупных фундаментальных и практических задач. Человек, по словам Платона, мера всех вещей. Как раз, то, что с точки зрения устоявшихся представлений, совсем или почти недоступно измерению в самом человеке – скорость восприятия и мысли, объем и содержание сознания, основания для субъективных предпочтений и принимаемых решений, - составляет предмет когнитивных исследований.
Сегодня на первый план выходят новые и перспективные когнитивные технологии - (речь идет об информационных познавательных технологиях, специально ориентированных на развитие интеллектуальных способностей человека, его воображения и ассоциативного мышления). Эксперты предрекают им в самом ближайшем будущем большую популярность в мире.
Предлагаем вниманию пользователей виртуальную выставку на эту тему (издания из фонда Национальной Библиотеки ЧР).
Медицина
|
53.57 Бек Д. С. Когнитивная терапия : полное руководство : перевод с английского / Д. С. Бек. - Москва : ООО "И. Д. Вильямс", 2006. – 400 с. : ил. Эта книга представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики автора. В этом полном руководстве рассматриваются основные концепции когнитивной психотерапии и показания к ее применению. Излагаются основные методы терапевтического процесса, определяется их место в коррекции различных когнитивных искажений пациентов и лечении психологических расстройств. Приводятся теоретические обоснования и пошаговое описание отдельных техник когнитивной терапии. Книга богато иллюстрирована клиническими примерами. Отдельная глава посвящена роли личности психотерапевта в практике психотерапии. Когнитивная терапия адресована психологам и психотерапевтам, придерживающимся когнитивно-поведенческой традиции, специалистам других направлений, стремящимся расширить границы профессионального знания. |
28.29 Хакен Г. Принципы работы головного мозга : синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности / Герман Хакен. – Москва : ПЕРСЭ, 2001. – 351 с. Герман Хакен – выдающийся немецкий ученый, хорошо известный в России как один из родоначальников термина "сенергетика" и синергетического подхода в науке и междисциплинарным исследованиям. Предлагаемая книга впервые переведена на русский язык и представляет собой прекрасный пример реализации сенергетического подхода в изучении естественнонаучных и философских проблем общества и человека на примере такого сложного процесса, как функционирование головного мозга, поведения и познавательного процесса человека. Книга снабжена обширным научным аппаратом, большим количеством цветных и черно-белых иллюстраций и адресована в первую очередь специалистам, занимающимся данной тематикой, но также может быть использована для обучения студентов соответствующих специальностей в вузах. |
Языкознание
|
81.2 Проблемы современной когнитологии и семантики : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Язык, литература и межкультурная коммуникация", посвященной 160-летию И. Я. Яковлева / Чув. Гос. пед. Ун-т ; отв. ред.: Н. Ю. Шугаева, Н. В. Кормилина. – Чебоксары : ЧГПУ, 2007. – 230 с. В сборник вошли статьи преподавателей иностранных языков школ и гимназий Чувашской и Мордовской Республик, преподавателей иностранных языков высших учебных заведений Российской Федерации. Данный сборник охватывает широкий круг проблем когнитивной лингвистики и семасиологии. |
81.0 Рябцева Н. К. Язык и естественный интеллект / РАН, Ин-т языкознания. – Москва : Akademia, 2005. – 640 с. – (Монографические исследования : лингвистика). В книге рассматриваются проблемы, связанные с отражением в языке особенностей интеллекта. Анализируются закономерности осмысления человеком внешнего мира и самого себя, а также принципы представления в языке подобного рода знаний. Особое внимание уделено способности человека вкладывать в язык и его использование дополнительную, неявно выраженную информацию, "свернутые значения", "скрытые смыслы", а также воспринимать их в устной и письменной речи. Показана роль рефлексии в речемыслительной деятельности и в устройстве языка – в словаре и грамматике, в семантике и прагматике. Книга снабжена предметным указателем. Для специалистов в области теоретического и прикладного языкознания, когнитивной лингвистики, информатики, криминалистики, филологии, психологии и философии. |
Политика
|
Федулов Ю. Г., Юсов А. Б. Когнитивная модель хода реформы государственной службы Российской Федерации / Ю. Г. Федулов, А. Б. Юсов //Моделирование в социально-политической сфере : научный альманах. – 2008. - №1 (2). – С. 60-64. Государственная служба является одной из основных составляющих государственного управления любого государства. Именно поэтому во всех развитых странах мира периодически проводятся реформы в этой области. Россия в этом случае не является исключением. Совсем недавно закончилась очередная реформа государственной службы страны на основе Федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005)". Для успеха подобных реформ необходимо обязательно проводить исследования на основе моделирования, чтобы выработать мероприятия, которые могут привести к запланированным результатам. Что касается реформы государственной службы, то авторы проводили исследование с использованием когнитивной модели хода реформы государственной службы на основе указанной Федеральной программы. По мнению авторов данной статьи, реформа государственной службы является стохастическим процессом. Причинами случайности являются как объективные, так и субъективные факторы. Влияние последних не менее значимо, чем первых. В силу этого прогноз не может носить детерминированный характер с точным указанием возможных событий и исходов. |
Философия
|
87.2 Меркулов И. П. Когнитивная эволюция. – Москва : Российская политическая энциклопедия, 1999. - 310 с. В монографии исследуются процессы эволюции познания и роста научного знания с позиции эволюционной эпистемиологии. Опираясь на данные когнитивных наук, наук о человеке и истории познания, автор показывает, какие новые возможности открывают применение общепризнанных эволюционных представлений, принципов когнитивной эволюции и теоретико-информационных моделей к анализу ряда классических проблем эпистемиологии и логики науки, таких как, например, когнитивные особенности архаического менталитета, формирование веры в сверхъестественное и сакральных архетипов, возникновение научных знаний, предпосылки сакрализации теоретической науки, когнитивные и мировоззренческие истоки античной науки и науки Нового времени и т. д. Значительное внимание в монографии уделяется также исследованию конкретных механизмов развития научно-теоретического знания на основе применения когнитивно-информационных моделей. Книга предназначена, прежде всего, для студентов старших курсов и аспирантов философских факультетов университетов, а также для тех, кто интересуется проблемами современной эпистемиологии. |
Медушевский, А. Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания / А. Н. Медушевский // Вопросы философии. - 2009. - № 10. - С. 70-92. - (Философия и наука). В статье автор раскрывает значение когнитивно-информационной теории, представляет систему ее категорий и показывает ее перспективы для философии гуманитарного познания. |
Психология
|
88.32 Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. – Санкт-Петербург : Издательство "Речь", 2003. – 296 с. В книге с привлечением обширного теоретического и эмпирического материала анализируются проблемы сознания и связанные с ними особенности познавательных процессов, описана методология исследования, представлены основы смысловой теории сознания, разрабатываемой автором. Книга адресована психологам, философам, всем, кто интересуется феноменами человеческого сознания. |
88.35 Величковский Б. М. Когнитивная наука : основы психологии познания : в 2 т.
/ Б. М. Величковский. – Москва : Смысл : Издательский центр "Академия", 2006. –
(Основы современного человекознания). В первой на русском языке книге по когнитивной науке изложены результаты междисциплинарных исследований познавательных процессов у человека. Подробно рассмотрены восприятие и действие, внимание и сознание, речевое общение и мышление, память и представление знаний, взаимодействие интеллекта и аффекта, а также философские и прикладные проблемы, стоящие перед когнитивной наукой. Книга предназначена для психологов, лингвистов, информатиков, философов и всех специалистов, работа которых связана с учетом познавательных возможностей человека, а также студентов и аспирантов соответствующих специальностей, углубленно изучающих эту область. |
|
88.3 Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология / Т. П. Зинченко. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательство НПО "МОДЭК", 2000. – 608 с. – (Библиотека психолога). В этой книге сделаны основные акценты на экспериментальные методы исследования памяти, и значительное место в ней занимает психологический практикум. Опубликованы материалы, посвященные проблемам когнитивной психологии: внимание, когнитивные стили и др. А последний раздел посвящен проблеме профессиональной психодиагностики. Книга предназначена для преподавателей психологии и педагогики, учителей, интересующихся психологией и студентам вузов. |
|
88.35 Когнитивные исследования : сборник научных трудов : в 2 вып. – Москва :
Издательство "Институт психологии РАН", 2006. – (Когнитивные исследования). Настоящие издания из серии под общим названием "Когнитивные исследования" включают монографии и сборники статей по различным аспектам когнитивной науки. Настоящее издание отражает современное состояние когнитивной науки и наиболее интересные результаты исследований, выполненные в последние годы в России. Предназначены для специалистов в области психологии, лингвистики, компьютерных наук и в смежных областях. |
|
88.83 Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие : новый взгляд. – Москва : Издательство "Институт психологии РАН", 2006. – 464 с. В монографии проведен теоретический и эмпирический анализ представлений о раннем когнитивном развитии и выделены существенные изменения, происшедшие в последние годы в понимании ряда ключевых проблем психологии. Автор, опираясь, в том числе и на результаты собственных исследований, представила новый взгляд на широкий диапазон проблем когнитивного развития: от восприятия окружающего мира младенцами до становления человека как субъекта. Акцент сделан на непрерывности познавательного развития и изначальной способности младенцев к репрезентациям, порождению ментального опыта. Восприятие, действие и репрезентация рассматриваются в едином континууме взаимодействия. Представлена гипотеза о взаимодействии и развитии субсистем восприятия и действия. Выделены уровни развития субъекта на основе его способностей к пониманию физического и ментального мира. Показана диагностическая ценность уровневых критериев субъективности. С позиций новейших психогенетических исследований раннего когнитивного развития пересматриваются представления о детерминации развития интеллекта, психомоторных способностей, речи, критических и сегзитивных периодов развития. Работа адресована психологам и другим специалистам, разрабатывающим проблемы психического развития человека. |
|
88.3 Солсо Р. Л. Когнитивная психология : перевод с английского / Р. Л. Солсо. – Москва : Тривола : Либерия, 2002. – 600 с. : ил. В книге наиболее полно представлены классические и новейшие достижения основных разделов когнитивной психологии – восприятие памяти, мышления, искусственного интеллекта. Рассмотрены как теоретические проблемы когнитивной психологии, так и их прикладные аспекты. Книга может служить хорошим практическим пособием для студентов различных специальностей (как гуманитарного, так и технического профиля), связанных с различными видами деятельности человека в условиях современной техники. Для психологов, преподавателей психологии, эргономики инженерной психологии, а также для разработчиков программного обеспечения ЭВМ и систем с интеллектуальным поведением, работников библиотек всех систем и ведомств, деятелей культуры, науки и образования. |
|
88.35 Холодная М. А. Когнитивные стили : о природе индивидуального ума : учебное пособие / М. А. Холодная. – Москва : ПЕРСЭ, 2002. – 304 с. В учебном пособии, подготовленном на основе многолетнего чтения спецкурса, излагается один из важнейших разделов современной психологии – психологии когнитивных (познавательных) стилей, характеризующих индивидуальные различия между людьми в способах познания окружающего мира. Описываются история изучения когнитивных стилей как метакогнитивных способностей, определяется их роль в регуляции интеллектуального поведения, в том числе в условиях учебной деятельности школьников. Для студентов и преподавателей психологических факультетов, специалистов в области общей и дифференциальной психологии, школьных психологов и педагогов. |
Педагогика
|
Локалова, Н. П. Когнитивное развитие детей как условие преемственности дошкольного и начального школьного образования / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 109-118. - (Дискуссии). В статье продолжается обсуждение проблемы преемственности ступеней дошкольного и начального школьного образования, затронутой А. В. Белошистой (О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопросы психологии. – 2008. – № 6). Поддерживается и обосновывается точка зрения, согласно которой суть психологической составляющей преемственности данных ступеней образования состоит во всестороннем и целенаправленном развитии познавательной деятельности детей. |
Сегеда, Т. А. Когнитивные стили учащихся как условие усиления развивающей функции дифференцированного обучения на уроках географии / Т. А. Сегеда // География в школе. - 2009. - № 6. - С. 29-34. - (Методика и опыт). В статье автор раскрывает понятие "когнитивный стиль", рассказывает о роли когнитивного стиля в учебном процессе, характеризует методику дифференцированного обучения с учетом когнитивных стилей обучаемых. |
Созинов А.
А.,
Колбенева М.
Г. Третья
международная
конференция
по
когнитивной
науке / А.
А. Созинов,
М. Г.
Колбенева //
Психологический
журнал. – Т.
30. - №5. –
С. 96-104.
Третья международная конференция по когнитивной науке стала значительным шагом на пути мультидисциплинарного взаимодействия в исследовании когнитивных процессов. Совместное обсуждение проблем когнитивного развития специалистами из психологии, физиологии, нейрофизиологии, педагогики, лингвистики и философии в очередной раз показало необходимость выработки единого языка. Эту роль может сыграть системный подход, позволяющий изучать развитие человека как процесс формирования функциональных систем, являющихся моделями взаимодействия организма со средой. Представления о формировании и актуализации систем охватывают все многообразие поведения, для описания различных аспектов которого используются различные термины в психологии (например, эмоции, мышление, язык, научение, память, восприятие и т. д.) и других когнитивных науках. |
|
Циммер К.
В поисках
интеллекта /
Карл Циммер
// В мире
науки. –
2009. - №1.
– С. 56-63.
В статье говорится о том, что коэффициент интеллекта (IQ) легко измерить, и за ним стоят реальные данные. Однако непосредственные генетические факторы, от которых зависит интеллект, все еще остаются неуловимыми. Роберт Поломин специалист по генетике поведения из института психиатрии в Лондоне, стремится разгадать природу интеллекта. В ходе своих исследований он наблюдает, как растут тысячи детей. Он хочет найти конкретные гены, влияющие на результаты тестов, в которых измеряется интеллект. И теперь у него есть инструмент, о котором он раньше не мог мечтать. Поломин со своими коллегами сканирует гены с помощью микрочипов, способных распознавать полмиллиона конкретных участков ДНК, он имеет возможность выявлять даже гены, оказывающие самое минимальное влияние на интеллект. |