Previous Page  9 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 50 Next Page
Page Background

8

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая

роль патриотизма в процессе личностного становления

человека, указывали на их многостороннее формирующее

влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что пат-

риотизм является не только важной задачей воспитания,

но и могучим педагогическим средством: «Как нет чело-

века без самолюбия, так нет человека без любви к отече-

ству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к серд-

цу человека и могущественную опору для борьбы с его

дурными природными, личными, семейными и родовыми

наклонностями».

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» озна-

чает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчиз-

нолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как

качество личности проявляется в любви и уважении к

своему Отечеству, соотечественникам, преданности, го-

товности служить своей Родине.

В Педагогическом энциклопедическом словаре даёт-

ся следующее определение патриотизма: «…любовь к оте-

честву, к родной земле, к своей культурной среде. Ясное

сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и

верное их исполнение образуют добродетель патриотиз-

ма, которая издревле имела и религиозное значение...».

Патриотизм – это духовное явление, которое имеет

большую устойчивость, долго сохраняется в народе даже

при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истин-

ный, духовный в своей основе патриотизм предполагает

бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и

остаётся нравственным и политическим принципом, со-

циальным чувством, содержание которого выражается в

любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за

его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его

защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств,

закрепленных веками борьбы за свободу и независимость

Родины.