8
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая
роль патриотизма в процессе личностного становления
человека, указывали на их многостороннее формирующее
влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что пат-
риотизм является не только важной задачей воспитания,
но и могучим педагогическим средством: «Как нет чело-
века без самолюбия, так нет человека без любви к отече-
ству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к серд-
цу человека и могущественную опору для борьбы с его
дурными природными, личными, семейными и родовыми
наклонностями».
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» озна-
чает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчиз-
нолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как
качество личности проявляется в любви и уважении к
своему Отечеству, соотечественникам, преданности, го-
товности служить своей Родине.
В Педагогическом энциклопедическом словаре даёт-
ся следующее определение патриотизма: «…любовь к оте-
честву, к родной земле, к своей культурной среде. Ясное
сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и
верное их исполнение образуют добродетель патриотиз-
ма, которая издревле имела и религиозное значение...».
Патриотизм – это духовное явление, которое имеет
большую устойчивость, долго сохраняется в народе даже
при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истин-
ный, духовный в своей основе патриотизм предполагает
бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и
остаётся нравственным и политическим принципом, со-
циальным чувством, содержание которого выражается в
любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за
его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его
защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств,
закрепленных веками борьбы за свободу и независимость
Родины.