|
|
Биография
Бичурин Никита Яковлевич
Никита Яковлевич Бичурин — иеромонах, востоковед, китаевед, член-корреспондент Российской Академии наук, действительный член Азиатского общества в Париже (1831 год), автор «Истории народов Средней Азии» и множества синологических трудов, переведенных на различные европейские языки.
Никита Яковлевич Бичурин (отец Иакинф) родился 29 августа (9 сентября по новому стилю) 1777 года в с. Акулево Цивильского уезда Казанской губернии (ныне д. Типнеры Чебоксарского района) в семье приходского священника.
Когда Никите исполнилось 2 года, его отец, Яков Данилов, был переведен на службу в церковь с. Бичурино.
Восьмилетнего Никиту определили в новокрещенскую школу в Свияжске. Она была создана царским правительством для обучения наиболее одаренных детей из среды «инородцев». Закончившие школу становились церковными служителями.
Спустя несколько лет Никита поступает в Казанскую духовную семинарию, в которой ему дают фамилию по названию селения, где он провел детство.
Монашеский сан был им принят после окончания Казанской семинарии, а в 1801 году, посвященный в сан иеромонаха, он получает управление Иоанновским монастырем. Через год, будучи разжалован за нарушение монастырского устава, ссылается в Тобольский монастырь.
В 1807 году Синод назначает его начальником русской духовной миссии и архимандритом Сретенского монастыря в Пекине. Именно с января 1808 года начинается новый, важнейший этап в его жизни. Живя в Китае до 1821 года, отец Иакинф с поразительной энергией занимался изучением китайского языка и иероглифики, создал наиболее полный по тем временам словарь, здесь же были написаны важнейшие монографии, подготовлены материалы основных его трудов, что увидели свет позже, на родине. Сверх того, он привез с собой в Россию уникальное собрание китайских книг весом около 400 пудов.
Но возвращение на родину оказалось для Бичурина трагическим. По доносу иркутского губернатора и архимандрита Петра Каменского, сменившего отца Иакинфа в Пекине, он был обвинен в допущении беспорядков в миссии, предан церковному суду и сослан пожизненно – с лишением сана – в Валаамский монастырь. Но все это ни в какой мере не отлучило Бичурина от научных занятий. Значимость его трудов и блестящее владение китайским языком заставили властителей освободить «мятежного инока» из ссылки, где он пробыл 5 лет. В 1826 году Николай I высочайше повелел: «Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту...» Жительство ему определили в Александро-Невской лавре, где он активно продолжил свои синологические исследования.
Крупный востоковед и историограф Н.И. Веселовский писал: «С этого времени (1826) начинается его неутомимая литературная деятельность, изумлявшая не только русский, но даже и иностранный ученый мир».
Н.Я. Бичурин внес также значительный вклад в изучение Монголии, и ему отводится выдающаяся роль в истории русской монголистики первой половины XIX века. Высоким признанием научной ценности исследований отца Иакинфа явилось четырехкратное присуждение ему Демидовской премии. За выдающиеся успехи в области востоковедения отец Иакинф в 1828 году был избран первым членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в 1831 году – действительным членом Азиатского общества в Париже.
Движимый идеями вольнодумства, в 1831 году отец Иакинф обратился с прошением в Синод о снятии с него духовного сана, но Николай I «...высочайше повелеть соизволил: оставить (отца Иакинфа) на жительство по-прежнему в Александро-Невской лавре, не дозволяя оставлять монашество».
Так безуспешно закончилась еще одна попытка «мятежного инока» покончить со своей монашеской судьбой.
В 1848 году Иакинф по поручению Российской Академии наук приступил к написанию своего последнего труда – «Истории народов Средней Азии», который увидел свет в 1852 году.
Н.Я. Бичурин – отец Иакинф – скончался 11 мая (23 по новому стилю) 1853 года в своей монашеской келье и похоронен в некрополе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Научные труды Бичурина не имеют себе равных в мировой синологии. Многие из них увидели свет и принесли ему не только признание в России, но и европейскую славу.
| | |