1

Основной закон Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КОНСТИТУЦИИ

1.3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

Федеративное устройство России http://ru.wikipedia.org/wiki/ было установлено 5 января 1918 года Всероссийским Учредительным собранием, вскоре после провозглашения Керенским 1 сентября 1917 года республиканской формы правления, которая была также утверждена Учредительным собранием. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции России, принятой в 1993 году, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава[1].
С 1 марта 2008 года, после объединения регионов, субъектов федерации в России — 83 (в 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, их было 89).
Президент России [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://news.kremlin.ru/regions. - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 14.09.2013).

Ссылка на картинку

КНИГИ

67.400
И19
Иванов, В.
Путин и регионы. Централизация России / Виталий Иванов. - Москва : Европа, 2006. - 232, [3] с. : ил.
Книга посвящена реформам системы отношений между Центром и регионами в 2000-2006 годах и сопутствовавшим им мероприятиям федеральной власти. Автор разбирает и анализирует изменение порядка формирования Совета Федерации, расширение арсенала мер конституционно-правовой ответственности, "реформу Козака", "губернаторскую реформу". Для политиков, депутатов, государственных служащих, журналистов, преподавателей, студентов и всех интересующихся политической историей России и проблемами конституционного (государственного) права.

67.400.5
И20
1467496
Иванов, В.
Путинский федерализм : централизаторские реформы в России в 2000-2008 годах / В. Иванов. - Москва : Территория будущего, 2008. - 215, [1] c.
Книга Виталия Иванова посвящена федеративным и смежным реформам, проведенным в 2000-х гг., и сопутствовавшим им политическим мероприятиям федеральной власти. Она написана «на стыке» юриспруденции, политологии и истории. Автор подробно разбирает реформу Совета Федерации, «реформу Козака», «губернаторскую реформу» и пр., при этом делая обширные экскурсы в новейшую историю государственного устройства и политической системы России (1990-х гг.). Автор не скрывает, что руководствуется охранительским подходом и полемизирует с критиками путинской политики, приводя обширную аргументацию. Для политиков, депутатов, государственных служащих, журналистов, преподавателей, студентов, аспирантов и соискателей, а также для всех, интересующихся проблематикой государственного строительства, политической историей и конституционным правом.

67.620
К44
1440015
Кистанов, В. В.
Федеральные округа России : важный шаг в укреплении государства : монография / В. В. Кистанов. - Москва : Экономика, 2000. - 171 с.
В монографии рассказывается о территориальной форме государственного управления в Российской Федерации. Раскрываются необходимость создания института полномочных представителей Президента в федеральных округах, история развития и особенности современного территориального деления и управления страны, научные принципы экономического и административного районирования и пути совершенствования...

65.050
Л43
1488530
Лексин, В. Н.
Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития = State and regions. Public regulation of territorial development theory and practice : [монография] / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов ; Рос. фонд правовых реформ, Фонд правовых проблем федерализма и местного самоуправления. - 6-е изд., стер. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2012. - 366 с.
В своей книге сотрудники Института системного анализа РАН В.Н. Лексин и А.Н. Швецов дают комплексную правовую, экономическую и социальную оценку российской системы государственного регулирования территориального развития и обосновывают пути ее реформирования с учетом новых тенденций в развитии федеративных, социальных и экономических отношений. Для депутатов федерального, региональных и местных органов представительной власти, работников федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, преподавателей вузов, а также студентов и аспирантов, изучающих право, экономику, управление, финансы, политологию и смежные дисциплины.

67.400
Р76
1466142
Российский федерализм: экономико-правовые проблемы
: [монография] / [С. Д. Валентей и др.] ; отв. ред. С. Д. Валентей, Ин-т экономики РАН, Центр экономики федерат. отношений. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2008. - 320 с.
Монография посвящена вопросам развития федеративных отношений в России. В работе впервые в отечественной науке, осуществлено обобщенное исследование социально-экономических, правовых и исторических аспектов проблемы. Анализируются причины тенденции унитаризации системы управления экономическим пространством России. Предлагается система экономико-правовых механизмов расширения предметов ведения и полномочий субъектов РФ в осуществлении государственной региональной социально-экономической политики.

СТАТЬИ

1. Бахлова, О. В. Региональные политические элиты в системе коммуникаций федеративного государства / О. В. Бахлова // Регионология. - 2011. - № 1. - С. 16-25.
В статье рассматриваются структура и содержание системы вертикальных и горизонтальных коммуникаций в федерации с участием региональных политических элит. Особое внимание уделяется специфике политического статуса региональных элит в федеративном государстве, определяются основные каналы и модели вертикальных и горизонтальных межэлитных коммуникаций. Бунчук, В. Л. Современные концепции и модели федерализма / В. Л. Бунчук // Мир и политика. - 2013. - № 1. - С. 108-114. Теоретический анализ имеющихся в мировой политологической традиции основных концепций и моделей федерализма. Рассматриваются различные точки зрения касательно феномена федерализма, дается определение понятий «федерализм» и «федерация», выявляются основные характеристики и наиболее общие черты федеративного территориально-государственного устройства.

2. Григорьева, А. В. Основы становления федеративного устройства в России / А. В. Григорьева // Государство и право. - 2009. - № 10. - С. 85-90.
В статье автор рассматривает историю становления федеративного устройства в России.

3. Конюхова, И. А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования / И. А. Конюхова // Государство и право. - 2007. - № 2. - С. 37-45.
Исследование и оценка современной структуры России как Федерации в теоретическом и практическом аспекте.

4. Миронов, Д. Н. Вопросы повышения эффективности федеративного устройства России / Д. Н. Миронов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Вып. 2: Экономика. Право. - С. 133-139.
Статья посвящена проблемным вопросам федерализма в Российской Федерации. Автором описаны основные тенденции децентрализации и централизации, прослеживающиеся в развитии российского государства, механизмы взаимодействия федерального центра и регионов, обозначены основные подходы к обновлению российского федерализма.

5. Неверов, А. Я. Федеральные округа как перспектива нового федеративного устройства Российской Федерации / А. Я. Неверов // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 7. - С. 29-30.
Исследуются проблемы реформирования форм и способов государственного управления в федеративном государстве. Предложены направления совершенствования механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти.

6. Нарутто, С. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации / С. Нарутто // Городское управление. - 2013. - № 1. - С. 44-50.
О формах организации административно-территориального устройства в Российской Федерации. В рамках административно-территориальных единиц в субъектах федерации осуществляется управление государственными делами и отражаются их исторические, национальные, культурные и социально-экономические особенности.

7. Родионова, А. К. Специфика признаков российского федерализма / А. К. Родионова // Закон и практика. - 2011. - № 1/2 (37/38). - С. 26-30.
Изучение роли федерализма в сохранении и развитии федеративной государственности требует особого методологического подхода к пониманию специфики признаков российского федерализма. Автором предпринята попытка комплексного анализа признаков федерализма, как политического института, организующего в федерации многоуровневую пространственную власть и создающего условия ее функционирования.

8. Черковец, О. В. Экономика и политика федеративного государства (материалы к лекциям и семинарам) / О. В. Черковец // Российский экономический журнал. - 2002. - № 7. - С. 43-52.
Успех реформ в огромной степени зависит от характера экономических и политических взаимоотношений «федерального центра» с субъектами РФ. В данной связи на лекциях и семинарах важно четко раскрывать конституционные экономические и политические основы федеративного государства. Настоящая публикация призвана помочь преподавателям в решении этой задачи.

9. Чертков, А. Н. Федерализм и обеспечение единства государственной власти : некоторые аспекты / А. Н. Чертков // Сравнительное конституционное обозрение. - 2012. - № 3. - С. 98-110.
Статья посвящена проблемам обеспечения единства государственной власти Российской Федерации в условиях реализации принципов федерализма. Анализируются реформы порядка формирования и взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти преимущественно в территориальном аспекте, осмысляется природа государственной власти и пути ее эффективного осуществления в Российской Федерации.

назад