1892 |
Родился 30 октября в селе Яншихово-Норваши Цивильского уезда (ныне Янтиковского района Чувашской Республики) в крестьянской семье. |
|
1907 |
Окончил Яншиховское двухклассное училище, поступает в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Родители переезжают в Сибирь. В Симбирской школе учился в одном классе с Ф.Павловым и И.Максимовым-Кошкинским. Обучался игре на скрипке {педагог Н.П.Лыбин), хоровому пению (педагог И.М.Дмитриев). |
|
1911 |
Окончил Симбирскую школу. Инспектор школы И.Я.Яковлев назначил С.Максимова учителем скрипичной игры. Формируются в школе оркестры духовых и струнно- смычковых инструментов. В создании струнного оркестра С.Максимов принимает активное участие. Руководит струнным, позднее симфоническим оркестром и хором.
По поводу постановки «Ивана Сусанина» губернская газета писала: «...Утонченность подготовки хора и оркестра такова, что слух чувствует ее сразу. Каждый хор, каждая ария вызывает бурные аплодисменты... А буря оркестра при исполнении «Славься» или «Камаринского»? В зале чувствуется общий подъем духа».
|
Познакомился с произведениями М.Глинки, А.Бородина, П.Чайковского, Ф.Шуберта, К.Вебера, Дж. Россини, Ф.Мендельсона, Д.Верди, И.Гайдна, В.Моцарта.
В связи со столетием Отечественной войны 1812 г. были поставлены отдельные сцены из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» под руководством Ф.Павлова и С.Максимова.
|
1918 |
Начал собирать песни родного народа. Выступал в периодической печати со статьями на музыкальные темы. |
Первый сборник песен «Чӑваш халӑх юррисем. Чувашские народные песни,
гармонизированные С М. Максимовым» - первый в истории чувашской музыки сборник национальных музыкальных произведений. Среди которых: первое композиторское произведение в Чувашии хор «Хура вӑрман урлӑ» {Через темный лес).
|
1919 |
Приветствуя идеи революции вступает в ряды Коммунистической партии. Искренне верил в социалистическое переустройство общества, открывшее перспективу культурного возрождения чувашского народа. |
Песни «Ҫӑпата» (Лапти), «Шанчӑк» (Надежда), «Йӗлтӗр ҫӗсен маршё» (Марш лыжников) пользовались успехом |
1922- 1924 |
Входил в аппарат Симбирского отдела народного образования. Руководит музыкально- этнографической секцией при Чувашском обществе изучения родного края. |
Сборник «Чӑваш кёвеиссем» (Чувашские мелодии) |
1925 |
Переезжает в Чебоксары. Возглавляет отдел профессионального образования Чувашского Наркомпроса. |
|
1926 |
Руководит первой музыкальной школой. Организован этнографический концерт в Чебоксарах, позже - в Москве Открыл интернат для чувашских детей при Чебоксарской музыкальной школе. |
«Сборник революционных песен», «Школьные песни» |
1929 |
Организатор и руководитель Чувашского государственного музыкального техникума (с 1936 г. - училище). Вел теорию и историю музыки, чувашскую музыку и гармонию. Многие известные композиторы, дирижеры, музыканты и певцы - его ученики. Организовывал и руководил концертными поездками Чувашского государственного хора в Москву и Нижний Новгород, по Чувашии. |
|
1930 |
Привлек в республику московских музыкантов: В.М.Кривоносова, И.В.Люблина, С.И.Габера. Организовал заказы московским композиторам произведения на чувашские музыкальные темы - В.Белому, М.Коваль, А.Александрову, М.Гнесину. |
|
1930 |
Учеба в Московской консерватории {класс композиции Р.М.Глиэра и А.Н.Александрова) |
Сонатина для фортепиано, Увертюра для симфонического оркестра. |
1932 |
С.Максимов - фольклорист, собиратель чувашской народной песни (всего собрано около 2000 в Чувашии, Татарии, Башкирии, Ульяновской и Куйбышевской областях, на Урале, в Сибири). «Что мелодия - то красота, что мотив - шедевр Записи сделаны опытной рукой глубокого знатока народной музыки: каждый изгиб мелодии, каждый гротеск мотива, каждый тончайший нюанс звука учтен...», - писал Ф.Павлов. Фольклорные сборники С.Максимова стали для композиторов «своего рода энциклопедией чувашской народной музыки». |
|
1933 |
Член Союза композиторов СССР |
|
1934 |
С.Максимов «открыл» народного певца Гаврилу Федорова. От него записал более 600 песен. Присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР. |
Предисловие к сборнику «146 чувашских народных песен, записанных от Гаврила Федорова», сборник «13 чувашских песен народного быта» |
1935- 1937 |
Закончил Московскую консерваторию. Директор и преподаватель Чувашского музыкального техникума. Мечтает о создании национального оперного театра. |
«Учебник нотной грамоты» (на чувашском языке) |
1936 |
Масштабы деятельности, вклад в развитие музыкального образования Чувашии позволяют назвать его музыкантом-просветителем, продолжателем дела И.Я.Яковлева. |
Монография «Песенное творчество чувашского народа» (в соавторстве с В.Кривоносовым и И.Люблиным) |
1937- 1947 |
Поток публичной клеветы в якобы его «борьбе против мероприятий, проводимых советской властью в области национальной политики». Был арестован и осужден на 10 лет. |
|
1947- 1951 |
Не разрешали преподавать в музыкальном училище. Работал артистом симфонического оркестра в Чувашской государственной филармонии. |
Продолжал записывать песни от Г. Федорова, перерабатывал хоровые обработки для сольного исполнения с фортепиано. |
1951 |
Умер 26 августа в Чебоксарах. Его именем названы Чебоксарская музыкальная школа № 1 и одна их улиц Чебоксар. |
|
1955 |
Реабилитирован посмертно. |
|
1964 |
Первым осветил вопросы теории чувашской народной музыкально- поэтической системы. Издан посмертно в Москве. |
Музыковедческий труд «Чувашская народная песня. Опыт исследования» |