Г. Иванова
Иллюстрирование произведений Михиала Сеспеля на уроках культуры родного края
Немногие художники решаются иллюстрировать стихотворения нашего прославленного земляка. И это понятно, потому что зрительный образ, возникающий при чтении темпераментных стихов, полных и жизнеутверждающих, и безысходно-трагических чувств, сложен для передачи на книжных страницах. Видимо, поэтому многие иллюстраторы ограничиваются созданием портретной характеристики или изображают отдельные сюжеты из неповторимой биографии поэта.
Я преподаю уроки изобразительного искусства и культуру родного края. Совмещение этих предметов позволяет знакомить учащихся с произведениями известных чувашских художников (А. Миттова, М. Ильина, Р. Федорова, Н. Овчинникова и др.), работавших по сеспелевской тематике, анализировать сюжеты картин, сравнивать их композиционно-художественные особенности. Перед тем как перейти к рисованию по мотивам произведений, изучаемых в школе, знакомлю детей со своими рисунками, выполненными в технике силуэта. На одном из них («Поэзия») показаны М. Сеспель и А. Червякова. Белый силуэт Миши и черный, Анастасии, находятся в разных мирах. Мир поэта – темный, трагический, лишь изредка освещаемый маленькими радостями жизни. Их в силуэте символизируют ветки цветущей вербы. Ее мир – светлый, мечтательный. Никогда эти два мира не соединятся вместе. Этой композицией я пыталась передать любовь, восторженную, побеждающую жизненные невзгоды.
Выкроить время для рисования по культуре родного края или на уроке ИЗО несложно. Важно лишь, чтобы оно тесно увязывалось образовательно-воспитательными задачами предмета. Для иллюстрирования стихов поэта, например, в 6 классе достаточно 1-2 уроков. Возьмем детское стихотворение поэта, самое понятное и близкое для учеников:
Трелью золотою
Маленький звонок
Утренней порою
Погонит на урок.
Ребятам предлагаю представить школу, в которой учился Сеспель. В беседе они отмечают, что, наверное, это было одноэтажное деревянное здание, которое притягивало к себе детей. Ребятишки, кто босиком, кто в лаптях, в рубашонках до колен, сбегаются на звук школьного звонка, с книжками и тетрадками. На крыльце их приветливо встречает кто-то из взрослых. Учащимся подсказываю, чтобы получилась веселая бегущая ватага, детей нужно изобразить в движении, обязательно с согнутыми ногами и руками. Рисунки к стихотворению получились эмоциональными. Многие умело применяли плавные линии и яркие цвета.
В параллельном классе предложила ограничиться иллюстрированием всего нескольких строк стихотворения «Морю»:
Море, море черное,
Вечно непокорное!
Ты волнами, пеной белой
Об утесы бейся смело.
Как нарисовать волны и утесы, показала мелом на доске. Чтобы дети не подражали рисунку учителя, а проявили свою фантазию, изображение на доске тут же стерла. Однако объяснила, чтобы выразить дух борьбы, выраженный рифмованным текстом, нужно применить на рисунке наклонные линии. Цвет в этой композиции надо ограничить, а мрачноватое настроение строк лучше выразить цветами холодных тонов, например, черным, белым, синим.
Вот рисунок Васильевой Светы. В нем ощущается непоколебимость морских утесов. За счет того, что верхняя поверхность скал нарисована в одной плоскости, достигается впечатление о дружных богатырских утесах: эти темные, отполированные водой камни выходят из водного мира как непобедимые стражи, противостоящие морской стихии.
Многие учащиеся выбрали для иллюстрации отрывок из стихотворения «Жизнь и смерть».
Облака проходят, облака...
Сиротлива степь и широка.
Наступает вечер. Ветер. Пыль.
До земли склоняется ковыль.
Насыпь одинокая видна.
Поросла крапивою она.
Человек хороший там зарыт,
Он за дело правое убит.
К каждой строфе учащиеся выполняли по выбору отдельный рисунок, ведь в первой строфе много движения – облаков, ветра, ковыли; а во второй – грусти. К примеру, в наивном рисунке Ивановой Кристины (6 в класс) в бесконечной белой степи изображена одинокая фигура лошади. Линия трав, деревьев, штриховка облаков – все подчеркивает движение, лишь одинокая возвышенность в верхней части композиции как бы пытается остановить ветер. Совсем незаметна насыпь с полуразрушенным крестом, заброшенная, забытая. Ученице (не будем уж строгими критиками) удалось, на мой взгляд, передать настроение поэтического текста.
Иванова Люда (6 г класс) проиллюстрировала строки Сеспеля «Рано, рано вспыхнул лишь восток, распустился алый мой цветок». Ей удалось выразить интонацию этих строк гиперболизацией образов природы: огромное солнце и мощный алый цветок, напоминающий колокол, призывают зрителя противостоять несправедливости, а забор из тесно пригнанных досок воспринимается как защитник нежного цветка от различных невзгод.
Работа над иллюстрированием литературных образцов – не самоцель. Они ценны тем, что в них ощущается присутствие автора, как бы плохо ни рисовал ученик, его неповторимость и индивидуальность. Кроме того, разве и не в этом заключается задача воспитания творческой личности на уроках предметов художественно-эстетического цикла?
Иванова, Г. Иллюстрирование произведений Михаила Сеспеля на уроках культуры родного края / Г. Иванова // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2000. – № 1. – С. 23-26.
Литература о жизни и творчестве М. Сеспеля
Библиография
|