С. Р. Малютин
Михаил Сеспель и наше время
90-летие Михаила Сеспеля, основоположника современной чувашской поэзии, пламенного патриота чувашского народа, революционера-интернационалиста мы отмечаем в условиях революционного обновления нашего общества.
Это то время,
- когда мы, т. е. весь народ страны, воодушевленные поступательным движением перестройки, полны решимости бороться до конца за построение гуманного, демократического социализма;
- когда, свято чтя революционное прошлое нашей Родины и сохраняя верность идеям Октября, мы все более обращаемся к общечеловеческим ценностям и приоритетам;
- когда революционная перестройка всколыхнула национальное самосознание каждого народа и развернулось их движение за сохранение национальной самобытности, развитие своей культуры, сбережение и расширение сферы действия родного языка;
- когда мы решительно освобождаемся от обветшалых догм и стереотипов времен сталинщины и застоя, решительно разрываем путы идеологизации культуры, литературы и искусства, долгие годы сдерживавшие наше духовное и интеллектуальное развитие;
- когда мы без боязливой настороженности и опаски быть ошельмованными говорим о необходимости повышения национального самосознания своего и других народов, чтим национальный патриотизм как высокое человеческое чувство, понимая при этом, что дружба народов и интернационализм умножают нашу созидательную силу;
- когда мы освобождаемся, правда, не без труда, от вульгарно-социологического толкования таких понятий, как «классовый подход», «принцип партийности», «социалистический реализм», и учимся рассматривать развитие культуры, литературы, искусства как мировой общечеловеческий процесс, и когда в наше сознание, долгие годы блокировавшееся массированной пропагандой, возвращается понимание того, что критерий прекрасного, эстетического носит общечеловеческий характер и он не может иметь прямую обусловленную зависимость от идеологии и общественно-политического строя.
Время, когда Михаил Сеспель творил свои стихи, вошедшие в вечность, и наше перестроечное время имеют много общего – и это символично. В последние годы жизни поэта в стране произошел крутой поворот от командной системы и жестокой диктатуры периода гражданской войны, получивших название «военного коммунизма», к новой политике. Именно тогда гений Ленина родил новое видение социализма, социализма демократического. Прошедшие 80-е годы, как известно, тоже были годами пышного расцвета командно-административной системы, годами неосталинизма, и именно с середины этого десятилетия был взят курс на строительство демократического социализма.
Время Михаила Сеспеля для чувашского народа было временем его национального возрождения, временем надежд, временем поиска форм выражения своего суверенитета. Сходные признаки времени мы видим и в наши дни: повышается национальное самосознание народа, он поднимает голос в защиту сохранения своей национальной самобытности и повышения уровня суверенитета автономной республики.
Сеспель был убежденным интернационалистом. Он был готов отдать всего себя борьбе за освобождение трудового народа, за утверждение справедливого общества на всей земле. В то же время, конечно же, ему были ближе страдания и помыслы своего народа. Он призывает его покончить с вековой забитостью, воспрянуть духом, смелее идти вперед, устремляться ввысь. В стихотворении «Чуваш! Чуваш!..» он пишет:
![](images/title_1.gif) Хочу я видеть мой народ
![](images/title_1.gif) Отважным, сильным.
![](images/title_1.gif) Встань, чуваш!
![](images/title_1.gif) Глаза на солнце!
![](images/title_1.gif) Рвись вперед!
![](images/title_1.gif) Пришел он, день желанный наш.
Удивительно созвучны с устремлениями нашего времени стихи Сеспеля, посвященные родному чувашскому языку.
![](images/title_1.gif) Наконец ты волен, наш язык родной!..
![](images/title_1.gif) Если ни насильем, ни цепями время
![](images/title_1.gif) Не смогло навеки в прах тебя стереть,
![](images/title_1.gif) То и в новой жизни наравне со всеми
![](images/title_1.gif) Языками мира будешь ты звенеть.
Поэт видит в «солнечно-пламенеющем» чувашском языке силу, способную на подъем родного края.
![](images/title_1.gif) Родной язык, как солнца жар,
![](images/title_1.gif) Гори и освети огнем
![](images/title_1.gif) Нелегкий путь родной земли!
Хотелось бы обратить особое внимание на только что прозвучавшие слова, выражающие надежду и веру Сеспеля в то, что чувашский язык в новой жизни будет «звенеть» наравне со всеми языками мира.
Для каждого народа – чувашского, русского, татарского, мордовского, марийского и т. д. – родной язык является его душой, опорой культуры, символом независимости и свободного развития. Сейчас в общественном сознании все более утверждается понимание того, что при современном состоянии межнациональных отношений придание национальным языкам статуса государственного является решающим условием утверждения фактического равноправия языков.
Время поэта оказалось в истории нашей страны потрясающе драматичным. Закончилась в основном гражданская война. Ожидания мировой социалистической революции не оправдались.
Внутреннее положение страны стало критическим. Волнения крестьян и казачества. Вспышки мятежей и восстаний. Озлобленность рабочего класса. Усилилось третирование интеллигенции.
В начале 20-х годов вождь Революции Ленин пришел к выводу о необходимости перехода к новой экономической политике, и НЭП стала входить в жизнь. Тем самым удалось отстоять завоевания революции и спасти саму Россию от неминуемой гибели. Однако противоречий в обществе стало не меньше. Драматизм политической ситуации даже обострился.
Значительная часть руководящего ядра партии отнеслась к наметившемуся повороту в политике настороженно. А отдельные соратники Ленина – даже враждебно. Они усматривали в нем отступничество от марксизма, идей мировой революции, отход от классовой линии. Естественно, такое отношение к НЭПу было присуще и многим рядовым коммунистам. Их стало охватывать разочарование.
Тревога и смятение в обществе получили отражение и в отдельных стихах Сеспеля.
![](images/title_1.gif) Отчизна, верил до сих пор тебе я,
![](images/title_1.gif) Мечту о славе о твоей лелея.
![](images/title_1.gif) Надеждой сердце жаркое пылало.
![](images/title_1.gif) Сегодня вдруг надежды в нем не стало.
![](images/title_1.gif) Полна предчувствий, вдруг душа остыла,
![](images/title_1.gif) В остывшем сердце увядает сила.
Было в то время в общественном сознании и другое, оно доминировало: воодушевленные идеями коммунизма рабочие и крестьянская беднота, выражающая их думы и настроения интеллигенция с еще большей силой загорелись революционным нетерпением. Они полны решимости в кратчайший срок в едином героическом порыве разрушить все старое, что мешало, по их мнению, движению к коммунизму, и построить новое общество, причем не считаясь с жертвами.
Сегодня мы наблюдаем еще одну примету того времени. Уже в первые послереволюционные годы стали произрастать в советских и партийных органах бюрократы и карьеристы. Эти люди, как правило, невежественные, бескультурные и бездуховные, вели себя агрессивно, прикрывались революционными лозунгами, так называемым «классовым подходом», беспощадно затаптывали все демократическое и интеллектуальное, третировали и буквально выживали из жизни истинных революционеров. Именно в эти и последующие годы пышно стали расцветать социальная демагогия, пренебрежительное отношение к образованности, интеллекту.
Чуть позже, уже в середине 20-х годов, Сталин и его ближайшее окружение ловко использовали в своих целях сложившуюся социально-психологическую ситуацию в стране. Было сделано все, чтобы ленинское новое видение социализма не было отчетливо замечено, чтобы подменить его, причем прикрываясь цитатами из Ленина, сталинским «казарменным социализмом». Будем надеяться, что в наши дни историческая параллель в этой части не повторится. Нужно надеяться и нужно за это бороться.
Сейчас мы можем себе представить, какое смятение души должен был испытывать Михаил Сеспель в последние годы своей жизни. Пламенный революционер, почти юноша, с идеально-целомудренными взглядами на мир, поэт-лирик, кристально честный и порядочный человек – как было невыносимо больно ему сталкиваться с грязной накипью жизни, от которой, казалось, вот-вот должны были освободиться начисто. Мы можем только догадываться, какие мысли и чувства рождались в страдающем физически, а еще более духовно, поэте, когда он видел страну на грани катастрофы, видел как люди умирают от голода, когда видел, как самодовольные и чванливые бюрократы, называвшие себя коммунистами, попирая все святое, рвались к власти и достатку, когда он увидел, как вдруг появились новые буржуи – «нэпманы» и вся сопутствующая им шваль – спекулянты, проститутки, лакеи и прочее.
Личная трагедия поэта – больного, одинокого, гонимого – и потрясающий драматизм общественной жизни, остро им переживаемый, слились воедино и вылились в невыносимое страдание.
Поэта не стало.
Он сгорел в зажженном им пламени.
Да, поэта не стало, но огонь, зажженный им в сердцах людей, остался гореть навеки.
Малютин, С. Р. Михаил Сеспель и наше время / С. Р. Малютин // Поэтика Сеспеля. – Чебоксары, 1991. – С. 3-6.
Литература о жизни и творчестве М. Сеспеля
Библиография
|