П. Н. Метин
Сатирическая струя в творчестве Сеспеля
Творческий путь Михаила Сеспеля, вдохновленного идеями Октябрьской революции 1917 года, отражает многовековую идею передовых людей – поднятие, возрождение национальной культуры, языка и единение всего народа. Вот почему обличение устоев царского самодержавия, чиновников и церковнослужителей, а также неприятие некоторых черт менталитета чувашского народа, мешающих его духовному обновлению, являются одной из основных граней творчества поэта. По идейно-эстетической направленности сатиру Михаила Сеспеля можно рассматривать в трех аспектах. Первый, когда острие сатиры направлено против самодержавия, держащего под гнетом десятки народов, второй – против нытиков, не верящих в светлое будущее народа, и третий – бичевание своей физической немощи, порой звучащее как заклинание.
По воспоминаниям современников, первые литературные произведения Михаила Сеспеля датируются 1916 годом, когда он обучался в Шихазанской второклассной учительской школе. Данный период характеризуется углублением социально-политического кризиса в России. Остро сочувствующий бедам и несчастьям крестьян молодой Михаил Сеспель написал на русском языке первое стихотворение «Скоро...», где он изобразил мрачную картину сельской жизни:
На ветру шумит, качаясь,
Горькая осина:
Наступила для чуваш
Черная година.
Империалистическая война довела жизнь до полной нищеты. В деревнях не осталось ни рабочей, ни тягловой силы. Голодают дети. Повсюду горе... Но поэт не ограничивается изображением трагизма обитателей деревни. В стихотворении четко проявляется позиция самого поэта по отношению к властителям и местным мироедам. Автор показывает резкий контраст разных социальных слоев:
По деревням плач и стон –
Дети голодают:
В Петрограде царский трон
Воры окружают.
Лирический герой Сеспеля осознает антинародную сущность царского самодержавия и в порыве, присущем характеру самого поэта, жаждет скорейшего избавления от него. Таким образом, еще в ранних стихотворениях поэт показал обострившееся противоречие среди социальных слоев, подверг острой критике царское самодержавие. Его обличение сопровождается сатирическими выражениями типа «вор», «грязный царский род».
Стихотворение «Скоро...» показало, что на заре новой чувашской литературы появился талантливый поэт-публицист, который готов бичевать острием политической сатиры отживающий мир. В начале своего творческого пути по сути он продолжает традиции поэтов-хыбаровцев Михаила Акимова, Таэра Тимкки, Ваççа Аниççи, также смело выступавших против социальной несправедливости на страницах первой чувашской газеты.
Сочувствие к обездоленным, вера в светлое будущее у Михаила Сеспеля всегда сочетается с резкой критикой эксплуататоров. Он старался изображать их в неприглядном виде, подбирая для этого точные слова и образы.
Поднялись! Поднялись и, как змеи, шипят
На тебя золотые мундиры,
И, взбесившись, тебе, зубы скаля, грозят
Чернецы и попы и вампиры.
Не заманчиво им свою власть уступить
Обездоленным и – зашипели.
Не впервые зверям кровь народную лить
Из-за мерзкой своей подлой цели, –
читаем мы в стихотворении «Обездоленных свет в непосильной борьбе...» Змея – это классический образ зла в чувашском устном народном творчестве. В стихотворении возникает образно-ассоциативный ряд ползущих змей и диких зверей. Многозначность образов позволяет разоблачать антинародную сущность богачей и тех, кто носит «золотые мундиры». Поэт и в последующих стихотворениях не снижает свою критическую направленность. В стихотворении «На помощь братьям» поэт призывает своих друзей скорей наладить жизнь страны: в ближайшее время необходимо разбить врага, победить разруху, восстановить народное хозяйство. В одной из строф он с сарказмом отмечает, что «остыл уж пыл Антанты-злюки», и далее с присущей ему прямотой утверждает, что
Молчит буржуй, разбитый нами,
Колчак в тюрьме с своею сворой.
Поэт, посвятивший себя борьбе за новый мир, воинственно настроен против тех, кто не готов к ней. Он беспощаден и к себе, и к другим:
Пусть таких луч пронзит,
Пусть их гром поразит
И, обуглив, к земле пригвоздит.
Все, кто немощен, слаб,
Кто душой – вечно раб, –
Превратятся пускай в дряхлых жаб.
(«Шăршлă каç йывăрри».
Перевод П. Хузангая)
Образ дряхлой жабы тоже соответствует эстетике народного словесного творчества. Резкая и гневная характеристика, выразительный образ, резкая интонация дают отповедь всем нытикам. «Дряхлая жаба» – это символ, олицетворяющий все отжившее в душной сырой ночи.
Пафос сатирического обличения особенно ярко проявляется в стихотворении «Стальная вера», где объектами сатиры являются люди, не верящие в возрождение родной земли, родного народа:
Проснется мой край и воспрянет
Жар-птицею над синевой.
Кто скажет «неправда» – обманет:
Калека душа у него.
Содержание последних двух строк Михаил Сеспель повторяет дважды, развивая мысль в русле сатирической градации и в то же время усиливая рефреном основную обличающую идею:
Кто скажет «не верю» – ложь сеет,
Кто вторит ему, тот слепец.
Используя художественные приемы контраста, градации и рефрена, с одной стороны, он романтически возвеличивает идеи будущего, с другой стороны, беспощадно и гневно осуждает пессимистически настроенных сородичей.
В конце жизни у Михаила Сеспеля обстоятельства сложились так, что, если он сравнительно недавно осуждал политику царского самодержавия, клеймил маловеров и нытиков, то теперь свой эмоциональный, ярко выраженный ораторский тон, резкий гнев и романтический пыл сменил на грустный, иронический сарказм. В жизни поэта наступила черная полоса. Неудачная любовь, тяжелая неизлечимая болезнь, разрушение идеалов, голод в Поволжье 1921 года все больше и больше накладывают отпечаток в его поэтическом творчестве. Он пишет:
Костлявая рука дней старых, злых
К кресту мой край родимый пригвоздила.
Сухими, мертвыми зубами голод
Страну мою грызет, грызет, грызет...
В обстановке уныния поэт находит яркую метафору карикатурного изображения смерти. Но это уже последнее пессимистическое противостояние. В нем чувствуется бессилие гнева поэта...
Метин, П. Сатирическая струя в творчестве Сеспеля / П. Метин // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2000. – № 1. – С. 18-19.
Литература о жизни и творчестве М. Сеспеля
Библиография
|