Р. Н. Петрова
Изучение творчества М. Сеспеля в школе
Творчество М. Сеспеля в программе средней школы представлено доступными возрасту учащихся произведениями.
В I-IX классах на уроках объяснительного чтения читаются стихи «Атăл юрри» («Волжская песня»), «Чăваш ачине» («Сыну чувашскому»), «Чăваш чĕлхи» («Чувашский язык»). Все это позволяет предположить, что к моменту изучения стихотворений «Хурçă шанчăк» («Стальная вера»), «Пурнăçпа вилĕм» («Жизнь и смерть») в средних классах учащиеся смогут познакомиться с большей частью произведений М. Сеспеля.
Перед учителями I-IV классов при чтении стихотворений поэта ставятся такие конкретные задачи:
- - дать первоначальные сведения о М. Сеспеле;
- - научить ребят слушать и читать стихи поэта;
- - организовать уроки внеклассного чтения стихов М. Сеспеля и о М. Сеспеле;
- - координировать уроки изучения программных произведений и уроки внеклассного чтения;
- - использовать тексты программных и прочитанных самостоятельно произведений для обогащения речи учащихся;
- - подсказать возможные варианты использования технических средств обучения на различных уроках по изучению стихотворений поэта.
Приступая к чтению стихов М. Сеспеля, мы должны прежде всего думать о том, как выработать у детей привычку читать проникновенно, с чувством.
Уроки, посвященные чтению стихов, будут предварять знакомство учащихся с биографией М. Сеспеля.
Справка для учителя
Михаил Сеспель (1899–1922) – поэт-революционер. Его заслуги как выдающегося поэта, общественного деятеля огромны. Он относится к числу одних из самых любимых нашим народом поэтов. Его стихи помогали трудовому народу в строительстве социализма. Поэт хорошо знал жизнь родного народа, его думы и надежды.
Стихи М. Сеспеля постоянно сопутствуют жизни каждого человека, доставляют много радости при их чтении, развивают чувства, воображение, помогают быть твердым, правдивым, добрым, чутким к людям, бесконечно любить свой народ, родной язык и родину.
Учитель кратко рассказывает о жизни М. Сеспеля, показывает детям его портрет.
Чтению стихотворения «Атăл юрри» («Волжская песня») предшествует вступительное слово учителя о том, что оно впервые опубликовано в 1936 году в «Хрестоматии по художественной литературе» А. С. Отачкина (для III класса). В тексте встретится достаточно много слов, которые потребуют дополнительной работы над их грамотным произношением и пониманием, а усвоение содержания стихотворения связывается с работой над выразительным чтением текста. В конце урока проводится обобщающая беседа о прочитанном, которая преследует одну главную цель – выявить идейный смысл прочитанного.
Беседа строится по следующему плану:
- Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, почему поэт так назвал стихотворение?
- Прочитайте, как автор говорит о людях, которые вели народ на борьбу за свободу.
- Как М. Сеспель дает понять, что чуваши тоже участвовали в освободительной борьбе?
- Почему до сих пор в народе поют песни о Степане Разине?..
Подготовка к чтению и анализу стихотворений М. Сеспеля «Чăваш чĕлхи» («Чувашский язык»), «Чăваш ачине» («Сыну чувашскому») в четвертом классе проводится в форме рассказа учителя о творчестве революционного поэта, об отношении к его памяти советских людей.
Вариант урока
1. Вступительное слово учителя, подготавливающее детей к восприятию стихотворений М. Сеспеля.
- С произведениями Сеспеля,– говорит учитель, – вы уже встречались, некоторые из них знаете наизусть. Со многими из них вы встретитесь в старших классах. Чем же эти стихи так запоминаются?
- Стихи М. Сеспеля,– продолжает учитель,– звучные, энергичные, смелые. За каждой его строкой чувствуешь личность самого поэта, отважного и безжалостного к врагам.
2. Чтение стихов М. Сеспеля «Каллех шкулта» («Вновь в школе») и «Атăл юрри» («Волжская песня»).
– Что говорит М. Сеспель об освободительной борьбе народа против угнетателей? Прочитайте запомнившийся отрывок из стихотворения.
3. Чтение стихотворения «Чăваш ачине» («Сыну чувашскому») сначала учителем, а потом учащимися. Выразительное чтение этого стихотворения можно провести «цепочкой», а «Чувашский язык» – как хоровую декламацию.
Работа над чтением этих стихотворений заканчивается вопросами обобщающего характера.
- - О чем говорил поэт, на какие важные вопросы отвечал он в своих произведениях?
- - Какие строки из прочитанных вами стихотворений М. Сеспеля вы запомнили?
- - Какие произведения о родном языке вы знаете? Что общего во всех этих произведениях?
- - Какие чувства вызывают у вас стихотворения М. Сеспеля?
- - Какие слова раскрывают отношение автора к родному языку, к будущему родного народа?
- – Какие слова помогают нам увидеть красоту родного языка?
В заключение урока можно обобщить высказывания детей о родном языке.
Слово учителя о поэте, о его личности, чтение воспоминаний и стихов, рассматривание фотографии и портрета М. Сеспеля составляют содержание вступительного занятия в средних классах. В ходе урока учащиеся высказывают свои впечатления о фотографиях М. Сеспеля, читают отрывки из воспоминаний родных и близких. Интерес к поэзии М. Сеспеля часто приходит через увлечение его яркой личностью. Поэтому вступительное занятие (первый урок) нужно посвятить рассказу о жизни поэта – революционера-коммуниста.
Трудно представить формирование и рост М. Сеспеля – человека и поэта – без революции. Особенно интересными и ценными в воспитательном отношении будут для учащихся отрывки из его писем, в которых рассказывается о преданности поэта делу революции, о стальной вере в будущее. В заключение урока можно прочитать статью из хрестоматии и составить ее план.
Второй урок посвящается выразительному чтению и выяснению идейного содержания стихотворений «Стальная вера» и «Жизнь и смерть».
Задача учителя при чтении «Хурçă шанчăк» («Стальная вера») состоит в том, чтобы полнее донести до учащихся идейный смысл стихотворения, раскрыть его высокий героический пафос.
На уроке учитель может привлечь следующие высказывания профессора Г. Н. Волкова о М. Сеспеле:
«...для Сеспеля кардинальной проблемой была проблема родного языка. Эта проблема является основным, связывающим звеном всех раздумий революционера, мечтающего посредством родного языка обеспечить возрождение и расцвет культуры народа... для Сеспеля в народной культуре нет ничего важнее, нет ничего священнее родного языка. Каждая страница его сочинений, каждая его строка дышит благородным гневом против колониальных душителей свободы наций, в том числе и свободы пользования родным языком. Красной нитью через все его творчество проходит забота о сохранении, развитии, расцвете чувашского языка. Стихотворение «Чувашский язык», например, до сих пор является непревзойденным образцом, воспевающим родное слово. Это настоящий гимн духовному сокровищу народа. Каждая строка стихотворения дышит верой в будущее чувашского языка»1.
Вступительное слово целесообразно завершить, предложив учащимся прочитать наизусть стихотворение «Чувашский язык».
После прослушивания или чтения текста «Стальной веры» нужно провести небольшую беседу, которая позволяет выяснить, насколько правильно и полно поняли учащиеся содержание, каковы их первоначальные впечатления.
Можно, например, предложить учащимся ответить на следующие вопросы.
- – Какая картина встает перед глазами, когда вы читаете название стихотворения?
- – Какое значение вкладывает М. Сеспель в слова «сталь», «жар-птица»?
- – Почему, создавая образ Родины, М. Сеспель переходит в повествовании от формы множественного числа («увидим мы, верь и надейся») к форме первого лица («я слышу, как гром отдаленный»)?
- – Прочитайте в стихотворении строки, в которых выражена вера поэта.
Коллективная работа учащихся над предложенными вопросами и заданиями под руководством учителя может включать в себя чтение отдельных фрагментов текста.
Чтение учащихся – заключительный этап работы. Следующие строки стихотворения:
«Шагайте бодрее и тверже,
Отчизны любимой сыны,
Не можем отстать мы, – не можем! –
От поступи нашей страны». –
читается хором. Это лозунг сегодняшнего дня.
В старших классах творчество М. Сеспеля представлено широко и многогранно. Опыт изучения старшеклассниками поэзии М. Сеспеля позволяет наметить и некоторые общие рекомендации.
- Целесообразно заранее психологически подготавливать учащихся к восприятию личности М. Сеспеля, а значит, и его творчества.
- Систему уроков следует строить с таким расчетом, чтобы она предполагала знакомство с широким кругом произведений поэта и чтобы анализ их позволял учащимся самостоятельно разобраться в других стихотворениях поэта.
- Объединить уроки общей задачей – т. е. показать, как развивалось поэтическое творчество М. Сеспеля.
- Следует уделять внимание тому, как в его стихах выявляется личность самого поэта, его новаторство, связь его поэтики с лучшими традициями русской литературы и народным творчеством, а также раскрыть традиции М. Сеспеля в современной чувашской поэзии.
На первом уроке важно учесть первые читательские впечатления учеников, оттолкнуться от их первоначальных представлений о стихах М. Сеспеля. Можно использовать таблицу, заранее написанную учителем на доске (Произведения М. Сеспеля в книгах для чтения). Такая таблица поможет старшеклассникам вспомнить стихи поэта, которые они изучали в предыдущих классах.
Учителю надо тщательно подготовиться к чтению и анализу таких стихотворений, как «Çĕн кун аки» («Пашня Нового Дня»), «Тинĕсе» («Морю»), «Пуласси» («Грядущее») и др. Силами учащихся можно составить синхронную таблицу жизни и творчества М. Сеспеля.
Очень важно, чтобы учащиеся пережили чувство любви к народу. Учитель может привлечь слова Г. Н. Волкова: «Интернациональное творчество Сеспеля свободно от декларативности и политической трескотни. Он весь в своих стихах, статьях, письмах, повседневных делах – гармоническое единство слова и дела составляет внутреннюю его сущность. Лозунги и соответствующее им поведение – в жизни Сеспеля закономерность, для него это – норма: он не только призывает к интернациональному братству людей, но и сам имеет лучшим другом русского Бекшанского, украинца Пакрышня и др. Словами, исходящими прямо из сердца, воспевается им Украина»!
Расставание с М. Сеспелем в старших классах оказало бы на них эмоциональное воздействие.
Выбрать форму ведения урока «помогает» сам М. Сеспель. В стихотворении «Разговор с сыном чувашским» он ведет этот «разговор» откровенно, серьезно.
Беседа проводится по следующим вопросам:
Урок завершается чтением стихотворений советских писателей о М. Сеспеле. Эти стихи помогут глубже понять значение творчества поэта-коммуниста.
В ходе изучения темы «Сеспель» ученикам предлагаются различные самостоятельные задания, связанные с краеведением, выполняются письменные работы творческого характера.
Литература
1 Волков Г. Н. Педагогика жизни.– Чебоксары. 1989.– С. 235.
Петрова, Р. Н. Изучение творчества М. Сеспеля в школе / Р. Н. Петрова // Поэтика Сеспеля. – Чебоксары, 1991. – С. 92-97.
Литература о жизни и творчестве М. Сеспеля
Библиография
|