16
вый, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раз-
дражался, от всех с любовью принимал неприятности». Эти ка-
чества Преподобного Сергия в течение всего его 50-летнего
иноческого подвига незаметно распространились по Руси, ду-
ховно врачуя, укрепляя и утешая русских людей.
Жизненный путь «великого старца», как называли его со-
временники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества
людей – а в результате стал его духовным предводителем; он
никогда не брал в руки меча – но одно его слово на весах победы
стоило сотен мечей. Удивительна и сама тайна, окружающая
имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чувству-
ем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни
его собственных писаний, ни точной записи его бесед и поуче-
ний. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой
почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломе-
ем, он ушел одной из величайших слав России»
Как мальчик Варфоломей стал именно такой личностью.
Давно известно, что всё положительное в детях, равно как и от-
рицательное, закладывается в семье. Родители Варфоломея,
знатные ростовские бояре, жили просто, без роскоши, были лю-
ди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень рели-
гиозные. В их доме всегда принимали странников. Сына с детст-
ва приучали к труду, не баловали.
И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в
сыне необычное. Будучи еще во чреве матери он трижды про-
кричал во время божественной литургии в храме. На что свя-
щенник сказал смущенной матери, что сын ее будет великим
служителем Святой Троицы. Младенцем ребёнок отказывался от
материнского молока, если она ела мясную пищу, а также в дни
поста – по средам и пятницам. Всегда тихий, молчаливый, лас-
ковый, подросток очень строго соблюдал посты, и родителям
казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына
не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал.
На богоизбранность Варфоломея указывает и то, как он
обрел дар понимания книжной грамоты не от людей, а от Духа
Святого. Зачитать отрывок из повести Л. Чарской «Один за
всех»
(см. приложение 2)
.