Продолжительность полетов космонавтов с каждым годом увеличивалась. В 1969-1970 годах подготовиться и выполнить первый 18-суточный экспериментальный полет было поручено мне и Виталию Ивановичу Севастьянову. За две недели до старта мы прибыли на космодром Байконур. По ряду причин, определяемых динамикой полета, на нашем корабле должен был быть создан так называемый сдвинутый режим работы и отдыха. Ночью (по земному московскому времени), когда мы будем пролетать над территорией нашей страны, напряженная работа, а сон - днем, когда мы будем находиться в других точках. В полете за счет прецессии орбиты этот режим постепенно будет сдвигаться и к концу приблизится к нормальному. Для того, чтобы ослабить возможное неблагоприятное влияние на организм значительной перестройки привычного земного режима дня, эта перестройка была начата еще на Земле. 1 июня 1970 года. Сегодня мне второй раз предстоит устремиться в космическое пространство, окунуться в мир насыщенной работы и романтики. Мы с Виталием Севастьяновым уже находимся в кабине корабля. Объявляется прохождение первой стартовой команды: - Ключ на старт! Включаются цепи, обеспечивающие одновременный запуск всех двигателей центрального и боковых блоков ракеты-носителя. Затем последуют поочередно команды "протяжка один", "продувка", "вентиляция", "ключ на дренаж", "пуск", "протяжка-2". - Земля - борт, - звучит команда и отсоединяются разъемы кабелей, отводится кабель-мачта. Заканчивается продувка топливных магистралей. Открывается главный клапан горючего, а затем и клапан окислителя. Компоненты начинают поступать в камеру сгорания двигателей. - Зажигание, - слышим команду с командного пункта и срабатывает пирозажигание. Следящим за нами на земле в это время видно, как из камер сгорания двигателей вырывается факел пламени. - Старт! - следует последняя команда и по срабатыванию контакта определяется точное время старта ракетно-космической системы. Мы набираем скорость и высоту. По мере работы двигателей перегрузки нарастают. Отделяется первая ступень ракеты-носителя. Вторая ступень, отработав заданное время, выключается. Мы четко зафиксировали включение двигателя третьей ступени, продолжающего разгон корабля до скорости необходимой для выведения его на орбиту спутника Земли. Вскоре двигатель третьей ступени, сообщив кораблю первую космическую скорость (около восьми километров в секунду), выключился, произошло отделение корабля от носителя. При отделении мы почувствовали толчок и сразу наступила тишина. До встречи, Земля! Здравствуйте, небесная высь, звезды! * * * В космическом полете время летит удивительно быстро. Пока мы занимались проверкой всех систем, наступило время закрутки корабля на солнце. В предусмотренное по программе полета время мы приступили к проведению этой операции. На командно-сигнальном устройстве выбрали нужные двигатели ориентации, включили датчики угловых скоростей корабля и ручную ориентацию. С помощью ручки управления я, включив двигатели ориентации, сориентировал корабль панелями солнечных батарей на Солнце. Произвел закрутку корабля относительно ориентированной оси. В этом состоянии корабль так же, как и гироскоп, не меняет своего положения в пространстве. Поэтому панели солнечных батарей теперь будут все время направлены на Солнце, что обеспечит их бесперебойную работу. Полностью освободились от привязных ремней. Открыли люк-лаз спускаемого аппарата и выплыли в орбитальный отсек. Начинались наши космические будни. Ежедневно наш космический рабочий день начинался над территорией Советского Союза, с момента входа корабля в зону радиовидимости наземных командных пунктов. В первые дни полета это время приходилось на земную ночь, в конце полета - на утро и день. Так что наш рабочий день не совпадал с рабочим днем землян. * * * Мы сели в расчетном районе у совхоза имени Чкалова, в 75 километрах от Караганды. Было это 19 июня 1970 года в 14 часов 59 минут по московскому времени. 3 июля в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялся прием в честь нашего экипажа, ученых, конструкторов и других специалистов, обеспечивших успешное выполнение полета "Союза-9". На приеме я был награжден второй медалью "Золотая Звезда", мне присвоено воинское звание генерал-майор авиации, а Виталий Севастьянов стал Героем Советского Союза и получил звание "Летчик-космонавт СССР". Так закончилась вторая моя космическая эпопея, полная впечатлений, ответственности и открытий. За время рейса на космической орбите корабля "Союз-9" мы пробыли в космосе 424 часа и покрыли расстояние около двенадцати миллионов километров. Экипаж успешно выполнил обширную программу научно-технических и медико-биологических исследований, а также установил четыре мировых рекорда: два абсолютных мировых рекорда на продолжительность и дальность космического полета и два мировых рекорда на продолжительность и дальность в категории многоместных космических кораблей. Николаев, А. Г. Притяжение Земли : записки космонавта-3 / А. Г. Николаев. - Чебоксары, 1999. - С. 83-106. |