Сирĕн кĕнекĕр витĕмĕпе эпĕ те украин халăх педагогики пирки кĕнеке çырас терĕм... Палăртни пурнăçа кĕрес пулсан кĕнекене сире халаллатăп.
В.А. Сухомлинский, 1961 ç.
* * *
Геннади Н.Волков (Хуначи Кашкăр тавраш) - чăваш ăслăлăхне, чун-хавалне, аптраманлăхне çĕнĕрен çĕнĕ, çÿллĕрен çÿллĕ карта çĕклес малашнехи çамрăк хастарсенчен пĕри.
Петĕр Хусанкай, 1957 ç.
* * *
“Чăваш халăхĕн этнопедагогики” - чăваш халăхĕн ăс-хакăл пурнăçĕн вышкайсăр энциклопедийĕ.
Петĕр Хусанкай, чăваш халăх поэчĕ. 1967 ç.
* * *
Сан хыççăн Чăвашра халăха витĕм кÿрес вăйпа И.Я.Яковлевпа танлашма пултаракан педагог тухасси пирки шухăшламастăп та, ĕненместĕп те.
Ухсай Яккăвĕ, чăваш халăх поэчĕ. 1971 ç.
* * *
Çĕршывра халăх педагогикин ыйтăвĕсемпе пĕрремĕш ĕçлеме пуçлаканĕ кам пулнă. Асăннă темăпа виçĕ монографи çыраканĕ кам-ха. Г.Н. Волков профессорăн кĕнекисем - педагогика наукин пысăк пуянлăхĕ.
А.Э. Измайлов, академик, 1981 ç. Фрунзе (Бишкек) хули.
* * *
Волков профессорăн ĕçĕсем унăн ăслăлăх ĕç-хĕлĕн анлăшне уçса параççĕ. Вĕсенчен чылайăшĕ Германипе Совет Союзĕн туслăхĕн паллисем пулса тăраççĕ. Çавна май эпир те ун пекех хавхаланса ĕçлеме пуçлăпăр. Унăн уйрăмах вăйлă енĕ - ăсчахăн шухăшĕсемпе ĕçĕсем, пурнăç йĕркийĕ пĕр килнинче.
Тео Глоке, академик, 1983 ç. Эрфурт хули.
* * *
Г.Н. Волков чăвашсен аслă педагогĕн Иван Яковлевич Яковлевăн ĕçне тивĕçлипе малалла тăсаканĕ пулса тăрать. Этнопедагогика - совет педагогика ăслăлăхне хывнă пысăк пуянлăх. Вăл, паллах, пирĕн Тăван çĕршыв тулашĕнче те витĕм кÿрет.
Д.О. Лордкипанидзе, академик, 1975 ç. Тбилиси хули.
* * *
Г.Н.Волков - педагогика ăслăлăхĕсен çĕнĕ отраслĕн, этнопедагогикăн, чи курăмлă представителĕсенчен пĕри.
С.В. Иванов, профессор, педагогика ăслăлăхĕсен докторĕ. 1966 ç. Воронеж хули.
* * *
Эпĕ этнограф пулса ĕçлетĕп, эпĕ “Чăваш халăхĕн этнопедагогикине” вуласа тухрăм... Тĕлĕнмелле пысăк витĕм кÿчĕ.
Т. Нгуен, профессор, 1975 ç. Ханой хули.
* * *
Эсир яланах маншăн тăрăшатăр. Эпĕ çакна чунпа туйса тăратăп. Ашшĕ ывăлĕшĕн куляннă пек, манăн ăнăçлăхшăн шухăшлатăр. Эпĕ тĕнчере Эсир - çакăн пек лайăх, ырă, тÿрĕ кăмăллă çын пуррине яланах асра тытса пурăнатăп... Эпĕ çапла шухăшлатăп: енчен те çĕр çинче çакăн пек çынсем пурĕ те иккĕ çеç пулнă пулсан, Эсир - вĕсенчен пĕри, енчен те пĕрре çеç пулсан та пĕрех - Эсир... Эсир тивĕçлипех çапла пĕтĕмлетме пултаратăр: Узбекистанра, питĕ инçетри Термезра, Сирĕн тата тепĕр ывăлăр пурăнать...
Б.А. Кадыров, профессор, педагогика ăслăлăхĕсен докторĕ. 1996 ç. Термез хули, Узбекистан.
* * *
...Пĕтĕмĕшле каласан, Хуначи Кашкăр лайăх произведенисем çырнă. Ăна кашнийĕн вулас килĕ, кашни вулакана çак произведени пысăк усă кÿрĕ.
Илпек Микулайĕ, çыравçă.
* * *
У ученого, писателя и просто человека Геннадия Волкова именно те черты, которые ценит народная педагогика татар и чувашей, которой он занимается более полувека, – трудолюбие и ответственность, доброта и скромность, простота и честность.
Я.И. Ханбиков, доктор педагогических наук, профессор, друг по аспирантским годам у профессора В.М. Горохова.
* * *
Геннадий Никандрович Волков - яркая личность России, сын чувашского народа... Своим мировоззрением, своей идеологией, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный рассвет, тем самым коренным образом изменил ситуацию у народа...
М.Е. Николаев, российский государственный и политический деятель, первый Президент Республики Саха (Якутия).
* * *
Доброта Геннадия Никандровича носит действенный характер: всей своей жизнью, трудом делает он жизнь окружающих людей лучше, счастливее, радостнее.
В.А. Сластеник, И.Ю. Сироткин, В.Е. Гурин, доктора педагогических наук, профессора.
* * *
Мне с Г.Н. Волковым было не только очень интересно, но и чрезвычайно полезно поговорить.
П.Н. Осипов, доктор педагогических наук, профессор (Казань).
* * *
Прямота, борьба против любой нечестности как в науке, так и в жизни, борьба за свои убеждения – вот моя характеристика Г.Н.Волкову.
В.Д. Димитриев, доктор исторических наук, профессор.
* * *
Признаюсь, за достаточно долгую жизнь могу припомнить лишь единицы людей, с которыми мне так легко, приятно было общаться. Это, прежде всего, – Геннадий Волков.
Л. ТОДОРОВ, литератор и педагог.
* * *
Для Г.Н. Волкова педагогика и литература, безусловно, – сестры, ведь и та и другая – человековедение.
Н.А. Исмуков, доктор философских наук, профессор.
* * *
Читая произведения Волкова, проникаешь в его настроение, целеустремленность, искренность, задушевность. Перед нами появляется задушевный учитель-друг, человек, любящий жизнь, людей, педагогическое дело.
М.Г. Тайчинов, доктор педагогических наук, профессор.
* * *
Иного чужого у нас определяют в святцы, молятся на него. А своего не замечают потому, что он мешает, не дает спокойно существовать бездарностям.
Н.Г. Краснов, доктор педагогических наук, профессор.
* * *
Мне нравились семинары Г.Н. Волкова. На них мы горячо спорили. С них начался новый период моей жизни: я с жаром принялся за чтение педагогической литературы, усилилось желание быть образованным. Думал, что наш доцент – это воспитанник нашего же факультета, да и как я же – из глубинки Чувашии. Развивался новый взгляд на учеников в ходе педагогической практики, руководимой Геннадием Никандровичем.
В.Г. Иванов, кандидат физико-математических наук.
* * *
Геннадий Никандрович прививал нам нравственные наклонности и сумел воспитать, ввести нас в колею жизни, как могли это сделать лишь мать или отец.
К.А. Петров, кандидат педагогических наук.
* * *
Слушая его выступления, ведя беседу с ним, мечтали приблизительно подойти к тому идеалу человека, какой воплощал в себе Геннадий Никандрович.
В.Г. Скворцов, доктор химических наук, профессор.
* * *
Его характеризуют такие черты, как доброта, порядочность, надежность, основательность, ответственность, честность, основанные прежде всего на уважении к окружающим и самому себе.
К.А. Половникова, доктор педагогических наук, профессор.
* * *
Его отличают оптимизм и гуманизм, радушие и любовь к людям.
Э.3. Феизов, доктор философских наук, профессор.
* * *
Никого еще после И.Я. Яковлева история чувашского просвещения не выдвигала такой гигантской фигурой, как педагога Г.Н. Волкова. Все, что есть в чувашской педагогике сегодня, идет от него.
Я. Ухсай, народный поэт Чувашии.
Деятели науки, культуры и искусства – об академике РАО Г. Н.
Волкове // Викторов, Г. Урӑхла халь тин эпӗ пулаймӑп = Другим я уже не
буду... / Г. Викторов ; [Л. И. Филиппова пухса хатӗрленӗ]. – Шупашкар, 2008.
– С. 27-34.