Без памяти нет традиций,
без традиций нет культуры,
без культуры нет воспитания,
без воспитания нет духовности,
без духовности нет личности,
без личности нет народа.
Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта – основное человеческое качество. Доброта и есть человечность.
* * *
Педагогика будущего мне представляется педагогикой детской радости.
* * *
Цель воспитания - счастье человека, а средство воспитания - радость.
* * *
Ни одной удовлетворенной лекции по педагогике невозможно провести без собственного опыта. Без собственных идей.
* * *
Народ - великий педагог, все великие педагоги народны.
* * *
Пример - и положительный, и отрицательный - не действует сам по себе, его надо основывать на совести.
* * *
Бесчестность рано или поздно приводит к несчастью.
* * *
Борьба в корне преображает личность. Борьба за прогресс определяет человеческую судьбу. В самой логике борьбы много неожиданного.
* * *
Детей плохих не бывает - есть плохое воспитание.
* * *
Педагогикой надо заниматься ежедневно, она перерывов не терпит. Как и иностранные языки, спорт, музыка... Ни дня без детей - такова моя главная заповедь.
* * *
Матери бывают очень хорошие и очень несчастные. А плохих матерей нет и быть не может.
* * *
Вне всякого сомнения, в сфере духовной культуры ведущей является педагогическая культура, а в педагогической культуре - традиционная, народная культура воспитания.
* * *
Школа является первым шагом в системе влияния на все население.
* * *
Школа, в которой ограничивается употребление родного языка, чужда народу, враждебна ему.
* * *
Русский язык - не вместо родного языка, русский язык вместе с родным языком.
* * *
Нет друга - постарайся найти, нашел друга - береги его.
* * *
Желаете себе добра, делайте добро другим.
* * *
Главное в работе - доставлять радость людям. Петух будит женщину, мухи - мужчину, солнце - детей.
* * *
Сограждане, соплеменники, берегите детей. Лучшее, что имеет страна, - дети. Каковы дети - таков и народ.
* * *
Родина - в образе родного дома с отцовскими ветлами у крыльца в образе родной улицы, родной деревни - путешествует вместе с каждым из нас, и с ней мы не расстаемся никогда, ни на одну минуту. И в сердце, в мозгу, в каждой клетке, в каждом дыхании - она, заветная, золотая, колыбель.
* * *
Внутренняя духовная жизнь человека держится на любви, воспоминаниях и памяти. Это – стержневая линия в народном учении. Они тысячелетиями воспевались в народном эпосе, в семейно-обрядовой культуре, сопровождающей каждый символический судьбоносный период в жизни человека: рождение, воспитание, свадьбу, новые рождения потомков, несущих в себе плоть, кровь и душу своих предков, зрелость, старость и смерть... И каждое обращение к прошлому очищает настоящее и обогащает будущее.
* * *
Без соблюдения народных обычаев, без верности им не может быть полноценного человека – так представлялась народной мудростью цель воспитания.
* * *
Слово – самый мощный раздражитель, который может принести человеку не только приятное, но и горе, и слезы… Слово может существенно изменить течение всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Слова, сказанные уместно и своевременно, в связи с какой-либо специально организованной радостью ребенка, умножают её смысловое значение.
* * *
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Когда есть непременная гармония между национальным и интернациональным, то чем больше национального в воспитании, в единстве с интернациональным, конечно, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.
* * *
Демократическое, гуманистическое мировое сообщество приведет совершенные народы к совершенному человечеству. Сегодня я точно знаю, что, в конечном счете, мировая цивилизация сохраняется именно в системе народных, демократических, высокогуманных воспитательных средств, призванных расширять, углублять преемственность поколений.
* * *
Перспективы развития науки в целом уже сейчас отчетливо видятся на путях взаимопроникновения, взаимообогащения опыта развития естественных и общественных наук - двух основных ветвей единого человеческого познания…
* * *
Педагогика должна быть педагогикой любви и свободы. Цель школы – нести радость и счастье детям.