28
пинок исходил он, направляясь к гордым и непокорным русским
князьям, неся им слова мира и любви.
Митрополит Алексий неоднократно возлагал на Препо-
добного труднейшие политические поручения словом и убежде-
нием усмирить распри удельных князей и привести их к призна-
нию верховной власти князя Московского. И настолько было
велико обаяние личности Преподобного, что самые упорные
смирялись перед силою и мудростью его слов.
Он примирил многих князей, объединяя разрозненные
русские земли под властью московского князя. В Житиях святых
Дмитрия Ростовского есть рассказ о том как «Преподобный Сер-
гий примирил с великим князем Московским и Рязанского кня-
зя – Олега. Последний не раз нарушал договоры, вступая в сно-
шения с врагами земли русской. Димитрий Иоаннович, следуя
заповеди Христовой, несколько раз предлагал Олегу мир, но тот
отвергал все предложения великого князя. Тогда он обратился к
преподобному Сергию с просьбой склонить Олега к примире-
нию. В 1385 году смиренный игумен, по своему обыкновению
пешком, отправился в Рязань и долго беседовал с Олегом. Ря-
занский князь умилился душою: он устыдился святого мужа и
заключил с великим князем вечный мир».
Призывая к единению земли русской Сергий Радонежский
распространял по Руси вероучение о Святой Троице. Строились
Троичные храмы, был введён праздник Святой Троицы. Именно
у преп. Сергия русский народ почерпнул свой традиционный
идеал соборности – единства в свободе. Со времен святого стар-
ца утвердилась вера в том, что русские – одна большая семья.
Сергий Радонежский первым поставил задачу освобожде-
ния страны от татарских завоевателей, помог Руси собрать силы
для решающей Куликовской битвы. Вот как описывает это сра-
жение в Житиях святых Дмитрий Ростовский:
«Несметное полчище татарское надвигалось, как туча; уже
из среды его выступил богатырь Телебей, громадного роста, от-
личавшийся необычайной силой. Надменно, подобно древнему
Голиафу, он вызывал кого-либо из русских на единоборство.
Страшен был грозный вид сего богатыря. Но против него высту-