15
монашеский постриг с именем Гурий и продолжил свои
аскетические подвиги, к которым приучился ещё в тем-
нице. В 1543 году он был избран игуменом Иосифо-Воло-
коламского монастыря и управлял братией в течение де-
вяти лет.
В 1552 год, на Руси произошло важное событие: во
время третьего похода Ивана Грозного, была покорена
Казань. «Казанцы беспрестанно нападали на русские зем-
ли, разоряли их, жгли... допекали Руси хуже Батыева разо-
рения». Во время второго похода была построена верстах
в сорока от Казани крепость Свияжск, откуда русский сто-
рожевой отряд всегда мог наблюдать за казанцами. В Мос-
кве были крещены «законные» властители татарского
ханства Утемиш-Гирей и Едигер-Махмет, они уже не мог-
ли служить знаменем борьбы за веру». Таким образом,
создавались благоприятные условия для активной хри-
стианизации Казанского края.
Промыслительным образом первым архипастырем
града Казани был поставлен святой муж. Летопись рас-
сказывает о том, что святитель
Гурий по жребию был из-
бран архиепископом Казанским
.
Его хиротония соверша-
лась с необыкновенным торжеством в Успенском соборе
Московского Кремля. Святителя Гурия в качестве апосто-
ла Поволжья хотел видеть и сам царь Иван IV, который
был знаком с ним задолго до этого. Царь Иоанн Грозный
весьма ценил Казанского Владыку. В послании святителю
Гурию он писал: «О Боже! как бы щастлива Руская земля
была, коли бы владыки старцы были, яко преосвященный
Макарий и ты».
Напутствуемый митрополитом Макарием, прово-
жаемый народом и царем, Казанский архиепископ Гурий
26 мая 1555 года отправился в путь, на сей раз для духов-
ного покорения Казани. Это было завершение длительной
борьбы русского народа с татарским владычеством, полу-
чившей таким образом церковно-молитвенное выраже-