16
ние. Вместе с Гурием в Казань отправился его ученик и
будущий приемник Герман. Историк С.М. Соловьев в связи
с шествием первого Казанского архиепископа к месту его
архипастырских трудов пишет: «Это отправление было
необычное, первое в русской истории: архиепископ ехал в
завоеванное, неверное царство распространять там хри-
стианство... вез с собою духовенство, нужные для церкви
вещи, иконы и проч.». Этот духовный поход Гурия в Ка-
зань соответствовал отправлению греческого духовенст-
ва из Византии и Корсуня для просвещения Руси христи-
анством при Владимире.
Шествие первого Казанского святителя к месту сво-
его служения вполне можно назвать непрерывным крест-
ным ходом, продолжением торжества, бывшего в 1552 го-
ду при встрече царя в Москве после победы над Казанью.
Остановки, делавшиеся при этом, были весьма многозна-
чительны и напоминали о вековой борьбе русского наро-
да с иноземным игом. Первая остановка была у храма-
памятника, построенного в честь покорения Казани, вто-
рая – у Симонова монастыря, где были погребены Троиц-
кие иноки Пересвет и Ослябя, погибшие в битве с татара-
ми на Куликовом поле. В Коломне же происходил сбор
русского войска, шедшего на борьбу с татарами. Двигаясь
водным путем, святитель Гурий Казанский в каждом го-
роде проводил молебен. На границе новой епархии, где
надлежало построить город Чебоксары, святитель Гурий
указал место для возведения собора в честь Введения Бо-
жией Матери во храм и в походной скинии совершил ли-
тургию, благословив людей иконой Владимирской Божи-
ей Матери. До сих пор в Чувашии чтят и бережно хранят
эту икону. Полный путь святителя Казанского продол-
жался около двух месяцев. Последняя остановка в соответ-
ствии с наказом была сделана в Свияжске – форпосте за-
воевания Казани. Это место было освящено явлением
Преподобного Сергия еще до основания города.