23
В 1875 году Иван Яковлев был назначен инспекто-
ром чувашских школ Казанского учебного округа, куда
входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Са-
марской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с
центром пребывания в г. Симбирске. С этого времени раз-
вернулась полная забот, тревог и порой драматической
борьбы, напряженная педагогическая и просветительская
деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом
его жизни.
Он был организатором Симбирской чувашской учи-
тельской школы, которая готовила учителей для сельских
школ. Это была первая национальная школа в истории
чувашского народа, призванная сохранить его самобыт-
ную культуру и родной язык. Национальную школу
И.Я. Яковлев рассматривал «как систему образовательных
средств для народа, которая для своей прочности должна
иметь нравственно-религиозную основу». Он преподавал
в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с
чувашским населением, разрабатывал педагогические и
методические принципы обучения, составлял и выпускал
учебники, писал рассказы, организовывал перевод на
родной язык учебной, художественной, сельскохозяйст-
венной, медицинской и другой литературы.
Центральное место в общественно-педагогической и
просветительской системе И.Я. Яковлева занимала идея
христианского просвещения чувашей «светом Евангелия».
Эта идея вытекала из требований самой жизни, из веле-
ния совести и сердца И.Я. Яковлева как руководителя
школы, воспитанного на православно-христианских и
русско-патриотических началах. По его утверждению,
единственной целью просвещения чувашского народа яв-
ляется утверждение их в православии и объединение с
русской народностью: «тысячелетнее дерево христиан-
ской церкви дает новые побеги, и под сенью его могучих