

32
Материал для подготовки беседы
«…другой такой ясной
и чистой души
не приходилось мне
встречать в жизни»
К.П. Победоносцев,
Обер-Прокурор Св. Синода
Чувашский край оказался в составе России в ходе ка-
занских походов Ивана Грозного в XVI веке. Первыми мис-
сионерами здесь были святители Казанские Гурий, Вар-
сонофий и Герман. После их просветительских трудов
христианизация чувашского народа протекала достаточ-
но сложно и не всегда успешно. Порой русские проповед-
ники применяли даже силу и угрозы к инородцам. Особую
ненависть возбудили действия миссионеров во время
правления Екатерины II во второй половине XVIII века,
когда за нежелание креститься облагали непосильными
налогами или забирали в солдаты. Главной идеологиче-
ской ошибкой этой деятельности явилось нежелание го-
сударственных и церковных чиновников видеть в ино-
родцах самодостаточные нации со своими культурами,
укладом жизни, языками.
Более успешным процесс христианизации стал во
II половине XX века, после введения так называемой «сис-
темы Ильминского» основанной на переводе богослуже-
ния на родные языки и подготовке образованных кадров
священнослужителей из коренных народов Поволжья.
Господь даровал казанским инородцам миссионера,
радетеля за них, великого просветителя ХIХ столетия –
Николая Ильминского. Он писал в одном из своих сочине-
ний: «Христианство есть религия в высшем и благород-
нейшем смысле общечеловеческая, облагораживающая и