34
ский и другие языки, которые осваивал с удивительной
быстротой. В 1880-е годы Братство святителя Гурия, по
инициативе Ильминского, открыло собственные педаго-
гические учебные заведения, в том числе чувашскую цен-
тральную школу. Учебными учреждениями, работавшими
по системе Ильминского, было покрыто всё Поволжье и
соседние с ним регион. К 1896 году в Казанской губернии
подобных школ было уже 148, из которых 60 – для чуваш,
10 – для удмуртов, 7 – для марийцев и 2 для мордовских
ребятишек. Занимавшиеся по программе, созданной
Н.И. Ильминским, они изучали Закон Божий, русский язык,
славянское и инородческое чтение, счет, письмо, зани-
мались пением и, что интересно отметить, гимнастикой.
Основные принципы педагогической системы Иль-
минского, изложенные им в ряде сочинений, состояли в
следующем:
1) обучение детей на родных языках; создание ком-
плексов учебных пособий – букварей, книг для чтения,
учебников арифметики, Закона Божия – на родных язы-
ках; 2) изучение русского языка как одного из основных
предметов на родном языке, с использованием качест-
венных учебников, отдельных для каждого народа; к кон-
цу четырехлетней начальной школы учащиеся должны
изучить русский язык в таком объеме, чтобы быть спо-
собными дальше учиться на русском языке; 3) высокие
требования к учителям – Ильминский считал возможным
обучение детей только учителями той же национально-
сти, при этом учитель должен иметь качественное педа-
гогическое образование и быть искренне православным.
Николай Иванович родился в 1822 году в Пензе в се-
мье священника. В двадцать лет поступил в Казанскую
Духовную Академию. Там он отличился большими спо-
собностями к изучению языков и по окончании учебы ос-
тался в Академии преподавателем арабского и татарского.