Previous Page  35 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 35 / 50 Next Page
Page Background

34

ский и другие языки, которые осваивал с удивительной

быстротой. В 1880-е годы Братство святителя Гурия, по

инициативе Ильминского, открыло собственные педаго-

гические учебные заведения, в том числе чувашскую цен-

тральную школу. Учебными учреждениями, работавшими

по системе Ильминского, было покрыто всё Поволжье и

соседние с ним регион. К 1896 году в Казанской губернии

подобных школ было уже 148, из которых 60 – для чуваш,

10 – для удмуртов, 7 – для марийцев и 2 для мордовских

ребятишек. Занимавшиеся по программе, созданной

Н.И. Ильминским, они изучали Закон Божий, русский язык,

славянское и инородческое чтение, счет, письмо, зани-

мались пением и, что интересно отметить, гимнастикой.

Основные принципы педагогической системы Иль-

минского, изложенные им в ряде сочинений, состояли в

следующем:

1) обучение детей на родных языках; создание ком-

плексов учебных пособий – букварей, книг для чтения,

учебников арифметики, Закона Божия – на родных язы-

ках; 2) изучение русского языка как одного из основных

предметов на родном языке, с использованием качест-

венных учебников, отдельных для каждого народа; к кон-

цу четырехлетней начальной школы учащиеся должны

изучить русский язык в таком объеме, чтобы быть спо-

собными дальше учиться на русском языке; 3) высокие

требования к учителям – Ильминский считал возможным

обучение детей только учителями той же национально-

сти, при этом учитель должен иметь качественное педа-

гогическое образование и быть искренне православным.

Николай Иванович родился в 1822 году в Пензе в се-

мье священника. В двадцать лет поступил в Казанскую

Духовную Академию. Там он отличился большими спо-

собностями к изучению языков и по окончании учебы ос-

тался в Академии преподавателем арабского и татарского.