2 2
мам. В российском краеведении появился новый термин – духовное
краеведение. Это особое направление. Оно начинается там, где всту-
пает в полную силу преемственность поколений. Преемственность
не столько материальная, наполненная артефактами ушедших эпох,
сколько преемственность духовная, сквозь которую просматривает-
ся отношение к миру, его идеалам и ценностям.
Духовным краеведение названо потому, что объектом его изу-
чения является не экономическое и политическое развитие Отече-
ства, но история его духовной культуры. Духовное краеведение изу-
чает историю монастырей и храмов; собирает материалы о жизни
православных святых и подвижников, иконах, святых источниках.
Цели и задачи духовного краеведения:
· формирование духовно зрелой, образованной и социально
целостной личности;
· возрождение и развитие духовно-нравственных традиций на
основе исторического, духовного и культурного опыта своего народа;
· формирование интереса и обеспечение устойчивых знаний о
памятниках истории и культуры, православных храмах, святых мес-
тах, подвижниках благочестия родной земли, новомучениках и ис-
поведниках российских, церковном календаре.
Задача духовного краеведения – познакомить с историей ду-
ховной жизни края, дать знания о духовной основе жизни известных
людей, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей рус-
ской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их
творчестве.
Духовное краеведение тесно связано с экскурсиями и палом-
ничествами, а в идеале – с самостоятельным поиском и систематиза-
цией сведений под руководством духовенства. На конкретных исто-
рических примерах оно учит бережному отношению к святыням род-
ной земли, способствует формированию нравственных черт личнос-
ти. Это приобретает особую актуальность в условиях разрыва исто-
рико-культурных традиций и ослабления межпоколенческих связей.
Изучение истории православной культуры обеспечивает преемствен-
ность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историчес-
кую память.