2 6
еведческие издания церкви состояли, прежде всего, из описаний
монастырей, церквей, приходов, сел, предметов культа и церковного
искусства, биографий выдающихся представителей местного духо-
венства; церковно-приходских летописей, описаний архивов духов-
ного ведомства, а также коллекций старопечатных и рукописных книг.
Немало публиковалось этнографических материалов – сказок, песен,
записей народных обычаев и обрядов. Получила развитие церковно-
краеведческая библиография. Наиболее распространены были ука-
затели содержания местных епархиальных ведомостей, персональ-
ные и библиографические указатели. Эти библиографические источ-
ники остаются актуальными и в наше время. Перед местными ис-
следователями – краеведами и библиотеками – стоит задача изуче-
ния и выявления церковно-краеведческого наследия.
В настоящее время в церковном краеведении актуальна тема о
новомучениках и исповедниках российских. Знание обращение к
подвигу мучеников нового времени, то есть ХХ века, которые жили
или пострадали на Чувашской земле, это – путь к восстановлению
исторической памяти народа. Прямо или косвенно связаны с Чуваш-
ской землей 25 прославленных новомучеников Российских, которые
служили, приняли мученическую смерть, погребены или особо по-
читаются в Чебоксарско-Чувашской епархии.
Духовное и церковное краеведение, по сути, едины. В истории
Святой Руси, ее церкви, подвижников, праведников, мучеников, смы-
каются интересы разных людей – детей и родителей, людей преклон-
ного возраста и юношества. Что дают занятия по Духовному краеве-
дению молодому поколению? Они формируют чувство патриотизма,
учат ценить историю своих предков и беречь святыни родной земли.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост духовной культуры всего об-
щества» (Д. С. Лихачёв).