Детство и юность Петра Егорова Егоров Петр Егорович родился в 1731 году в Курмышском (или Ядринском уезде) Нижегородской губернии (ныне Ядринский район Чувашской Республики). Как же Петр Егоров оказался в Петербурге, получил образование, стал архитектором? Исследователь творчества художника Э.Ф. Кузнецова в своей книге «Архитектор Петр Егоров» (Чебоксары, 1984) отмечает, что «помогла лишь случайность: в малолетстве при обстоятельствах, которые остаются невыясненными, он попал в семью сподвижника Петра I грузинского князя Егора Дадиани» и с 1742 года воспитывался в его семье. В семье князя мальчик, прежде всего, как он сам впоследствии напишет, был «окрещен православной вере греческого исповедания». Имя ему дали, возможно, в честь старшего сына князя Дадиани, которого звали Петр. Отчество же и фамилия совершенно определенно даны по имени крестного отца – князя Егора Дадиани. Так появился Петр Егорович Егоров. Отрочество и юность Петра Егорова – важнейшие годы, когда формируется характер, определяются взгляды на жизнь, выясняются способности, были тесно связаны с именами князя Егора Дадиани и грузинского царевича Бакара Багратиони, с самой грузинской колонией. Именно здесь он сложился как личность, именно здесь впервые приобщился к архитектуре. В доме князя Егора Дадиани Петр Егоров получил разносторонние знания, и, поступая в архитектурную школу, имел уже хорошую подготовку – и общеобразовательную, и специальную. Был обучен «российской грамоте», математике, основам архитектуры, «полевой практике» (умению снимать перспективный план местности), рисованию и живописи. В 1750 году императрица Елизавета Петровна распорядилась начать строительство Оперного дома в Петербурге, и стали собирать живописцев. Приглашение Петра Егорова на это строительство свидетельствует о его достаточной профессиональной подготовке как живописца. Но особенно важно здесь отметить другое обстоятельство. Еще задолго до поступления в архитектурную школу при Канцелярии от строений Петр Егоров уже обладал некоторым практическим опытом работы в коллективе известных мастеров, уже был в какой-то степени приобщен к той радости товарищества и взаимопонимания, которые неизменно присутствуют в содружестве людей творческой профессии. Не это ли способствовало зарождению в нем столь ярко выраженного желания учиться архитектурной науке? Как известно, детские и юношеские впечатления – самые сильные. Петр Егоров в этом возрасте жил в обстановке, которая не могла не благоприятствовать развитию его художественных способностей, получению разносторонних знаний, воспитанию высоких нравственных понятий. Все это в значительной степени предопределило его путь в искусство. Духовная атмосфера, в которой прошли молодые годы Петра Егорова, способствовала развитию художественного дарования, получению разносторонних знаний. В марте 1755 года Петр Егоров подает челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его архитектурным учеником в школу при Канцелярии от строений. В этой челобитной решающее значение имеет имя князя Дадиани. В XVIII веке правительство всячески препятствовало поступлению учиться лицам, принадлежащим к податному сословию и, прежде всего, – крестьянам. Зачисление в учебное заведение рассматривалось как государственная служба, следовательно, влекло за собой автоматическое исключение учащегося из подушного оклада. В интересы государства это не входило. Как бы ни был талантлив «чувашенин» Петр Егоров, вряд ли его допустили бы даже к приемным экзаменам. Но к просьбе генерала петровских времен императрица не могла отнестись без внимания. По указу Ея Императорского Величества, документы Петра Егорова поступили на рассмотрение к директору Канцелярии от строений – генерал-аншефу В. В. Фермору. Более чем вероятно, что и он знал князя Дадиани: оба были артиллеристами, начинали службу еще при Петре I. Во всяком случае, князь Дадиани именно ему пишет специальное письмо, в котором рекомендует Петра Егорова, подтверждая, что он «выучен при его доме, прилежен к учению и никаких пороков за ним не присмотрено». 30 марта 1755 года Петр Егоров был допущен к вступительным экзаменам. Почти две недели С.А. Волков, возглавлявший архитектурную школу Канцелярии от строений, проверял его знания («какое искусство имеет»). О результатах он сообщает в специальном «рапорте»: 14 апреля 1755 года в Канцелярию от строений поступил приказ: «...Означенного новокрещеного Петра Егорова принять в службу Ея Императорского Величества в ведомство Канцелярии от строений... архитектурной науки учеником». Петр Егоров был зачислен в штат Канцелярии от строений учеником 1-го класса в «архитектурную команду» С. А. Волкова. Отныне вся жизнь Петра Егорова до его последних дней будет связана с Канцелярией от строений. Первым учителем Петра Егорова в школе был замечательный русский архитектор С.А. Волков (1717-1790), предполагаемый создатель гранитных набережных Невы. Затем Петр учился у великого архитектора Ф.Б. Растрелли. В течение десяти лет Егоров имел возможность близко наблюдать за творческой деятельностью выдающегося архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота, начавшего первым в России строить в стиле классицизма (с 1759 по 1769 гг. он был сотрудником Канцелярии от строений). Это сыграло огромную роль в становлении Петра Егорова как художника. Обучение архитектуре считалось «многолетней наукой». До старших классов обычно доходили очень немногие ученики (в 1755 году их было только четверо), т.к. надо было для этого обладать определенными способностями и знаниями: четко усвоить ведущие принципы классического зодчества, свободно владеть чертежной графикой, хорошо рисовать и т.п. 27 апреля 1756 года Петр вместе с другими учениками под наблюдением бывшего преподавателя архитектурной школы Н. Жирара был направлен в Петергоф для участия в снятии его генерального плана. Можно предположить, что эти работы были достаточно сложными, так как он упоминает их в челобитной 1768 года: «А в ту мою службу употреблялся в 1756 году для снятия Петергофской генеральной ситуации...». О работах П. Егорова в Петергофе свидетельствует также копия, снятая им 2 марта 1756 года с чертежа архитектурного помощника Якова Алексеева: «План каменного дома с деревянным флигелем и части старых каменных покоев в Монплезире» (хранится в ЦГИА). В декабре 1757 года С.А. Волков выдает Петру Егорову аттестат: «Петр Егоров, 25 лет, в службе с 1755 года, жалованье получает с 1757 года по 36 рублей». Интересно, что, говоря о П. Егорове, С. Волков считает необходимым специально отметить его успехи в «рисовании чертежей». К этому времени относится еще один ученический чертеж Петра Егорова: «План Адмиралтейской части Петербурга с указанием местоположения и планом церкви Исаакия Далматского на берегу Невы». Чертеж подписан: «С подлинного архитектурии ученик Петр Егоров 1758 года марта 30». Это копия с чертежа Н. Ф. Гербеля, связанного с проектом укрепления стен и частичной переделкой церкви. Проект не был осуществлен. (Чертеж П. Егорова опубликован в книге «Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века». Л., 1981. С. 41). С 1755 по 1762 гг. все основные силы Канцелярии от строений были сосредоточены на сооружении Зимнего дворца (архитектор Б.Ф. Растрелли). Как и большинство сотрудников Канцелярии от строений, в этих работах участвовал и Петр Егоров. Обучение архитектурной науке было трудным: суровая дисциплина, жизнь впроголодь, грошовое жалованье, ежедневный труд по 12-14 часов, а то и больше. Такие условия выдерживали далеко не многие, лишь те, кому помогал талант, кого поддерживала любовь к избранному делу. В 1750–1760-е годы происходит становление Петра Егорова как архитектора: он приобретает знания, совершенствует мастерство, накапливает жизненный опыт. В 1761 году Петр Егоров, сдав специальные экзамены, получает звание помощника архитектора третьего класса. Годы учения закончились. Из книги: Кузнецова, Э. Ф. Основные даты жизни и творчества П. Е. Егорова // Кузнецова, Э. Ф. Архитектор Петр Егоров / Э. Ф. Кузнецова ; [науч. ред. А. А. Трофимов]. – Чебоксары, 2003. – С. 205-214 : ил., портр. – (Замечательные люди Чувашии = Чӑвашсен чаплӑ ҫыннисем). – Библиогр. : с. 215-219 |