Так не был ли этим «другим архитектором» Петр Егоров? Он - единственный, кто находился на строительстве Мраморного дворца до конца все семнадцать лет (1768-1785). В период, когда шла работа над проектом дворца (1768-1770), в архивных документах встречается имя лишь одного архитектора - Егорова. Наружные фасады дворца созданы в стиле классицизма, который присущ всем его постройкам. И по проекту Петра Егорова, «апробованному Ея Императорским Величеством», был построен Служебный дом Мраморного дворца (1780-1788). Со стороны Марсова поля и Дворцовой набережной он соединяется с дворцом железной оградой, также выполненной по проекту Егорова - ее рисунок очень сходен с оградой Летнего сада. Служебный дом представляет собой единый комплекс с Мраморным дворцом - у них даже один адрес: Дворцовая набережная, дом № 6. Думается, не случайно такой тонкий знаток архитектуры XVIII века, как И. Э. Грабарь, приписывал и Мраморный дворец, и ограду Летнего сада одному архитектору, считая, что они принадлежат к тем произведениям, которые отличает «один почерк», «единая архитектурная творческая мысль». Есть еще одно обстоятельство, косвенно подтверждающее ту роль, которую сыграл Егоров в создании Мраморного дворца. В XVIII веке в редких случаях, лишь за особые заслуги, награждали повышением «в ранге». За успешное завершение долгого и трудного строительства Мраморного дворца Егоров получил не только денежную премию, но и два похвальных аттестата, рекомендующих его «к награждению чином». В 1768 г. решением Правительствующего Сената он был «утвержден в надворные советники». Согласно Табели о рангах, гражданский чин 7-го класса, равный военному подполковнику, давал право на потомственное дворянство. <…> Стоит сказать особо, что графику Егорова отличает особенное, неповторимое своеобразие. Его проекты выполнены в свободной живописной манере, многие детали тонко прорисованы акварелью. Некоторые чертежи необыкновенно красивы, представляют собой как бы самостоятельное художественное произведение. Совершенная красота ограды Летнего сада, ее превосходно найденные пропорции, строгие изящные линии, изумительная соразмерность говорили о том, что такое произведение могло быть создано лишь творческой мыслью одного архитектора, имевшего возможность выполнить все работы от начала и до конца. И таким архитектором вполне уверенно можно назвать только Петра Егорова. <…> К тому же сохранился и формулярный список Петра Егорова, составленный 5 марта 1786 г., когда строительство ограды еще продолжалось. И составлен он не самим Егоровым, а беспристрастным официальным лицом - протоколистом Иваном Харитоновым: «...Петр Егоров прошлого 1768 года по требованию артиллерии полковника, что после был генерал-инженером Михайлы Ивановича Мордвинова, к строению Мраморного дома отослан был, который при оном по сей 1786 года и находился, а по ведомству Конторы строений находился только при строении каменной в Рождественских слободах церкви и железной по берегу Невы реки у Летнего сада решетки». В этом формулярном списке, помимо Мраморного дворца и ограды Летнего сада, упоминается Рождественская церковь, строительство которой (1779-1786) было Петру Егорову особенно дорого, поскольку она предназначалась жителям слободы Конторы строений. Из книги: Петр Егорович Егоров: (1731-1789). «Родом я чувашенин...» // Выдающиеся люди Чувашии. – Чебоксары, 2002. – С. 7-18. – (Библиотека Президента Чувашской Республики ; т. 1). Литература Михайлов, И. Ленинградри Мрамор двореца кам тунӑ? : [чӑвашран тухнӑ архитектор П. Е. Егоров ҫинчен] / И. Михайлов // Коммунизм ялавӗ. – 1959. – 9 июнь. * * * Кузнецова, Э. Ф. «Находился при строении Мраморного дворца» ; «Дворец сей единственный в своем роде…» ; Служебный дом и ограда Мраморного дворца ; Был ли Егоров «помощником Ринальди»? // Кузнецова, Э. Ф. Архитектор Петр Егоров / Э. Ф. Кузнецова. – Чебоксары, 2003. – С. 55-77 : ил., портр. – (Замечательные люди Чувашии = Чӑвашсен чаплӑ ҫыннисем). Любомирова, E. Мраморный дворец был бы другим / E. Любомирова // Чебоксарские новости. – 2001. – 4 июля.
|