Командирами кораблей "Восток-3" и "Восток-4" были назначены я и Павел Попович. Тем временем мои тренировки к полету продолжались. Помимо этого я должен был как следует проверить всю аппаратуру, установки, приборы, системы жизнеобеспечения.

В кабине корабля, где шли мои тренировки, я узнал о награждении меня орденом Красной Звезды. Ученые, конструкторы, инженеры и те, кто обеспечивал первый полет человека в космос, были представлены к государственным наградам. Эта была моя первая боевая награда.

...На космодроме, в дом, где мы с Быковским отдыхали накануне полета, вечером приехал Королев. По его голосу я почувствовал, что он переживает за наш полет не меньше меня.

- У меня к тебе один вопрос: если полет будет проходить нормально, согласен на четвертые сутки?

- Согласен, - ответил я коротко, не задумываясь. Этот вопрос не был для меня неожиданным, я на него уже ответил раньше, когда шел спор о сроках полета. По взгляду Главного почувствовал, что он остался доволен таким ответом.

Утром мы встали рано, в шесть часов были на ногах. Выбежали на улицу, сделали физзарядку. После завтрака всем отрядом собрались вместе. Гагарин и Титов, будучи уже в некотором роде аксакалами в полете в космос, вот уже который раз давали свои наставления:

- Главное, не делай резких движений. К невесомости надо подходить осторожно.

После этого в последний раз перед стартом прошли врачебную комиссию. А затем - космическая гардеробная. Как в театре перед выходом на сцену. Специалисты, своего рода костюмеры, помогают нам надеть комбинезоны, скафандры, датчики...

Лифт возносит меня к вершине ракетоносителя. Я занимаю место в корабле и приступаю к проверке бортовой аппаратуры. Докладываю в командный пункт. Слышу голос Гагарина:

- Андрюха, ни пуха, ни пера!

- К черту!

До старта остается минута. По могучему корпусу ракеты... пошла живая дрожь. Громыхнули силовые установки. Ракета уносит меня ввысь от земли. С нарастанием скорости все ощутимее перегрузки. На плечи, на все тело наваливается тяжесть. Докладываю на командный пункт:

- Перегрузки нарастают. На борту все в порядке.

Через некоторое время вокруг себя вижу небо, усеянное звездами. Ощущаю легкий толчок. "Восток" отделился от ракеты-носителя. Докладываю на командный пункт:

- Я - "Сокол". Отделение произошло. Чувствую себя отлично. На борту все нормально. В иллюминаторе вижу Землю.

Я очень горжусь, что одним из первых людей на земле увидел наступление космического рассвета своими глазами. До этого мне его описывали Юрий Гагарин и Герман Титов. Сначала у края Земли появляется розовато-лимонный ободок. Затем венец планеты начинает наливаться новыми красками, постепенно накаляясь ярко оранжевым цветом. Через некоторое время венец заиграет всеми цветами радуги. Выше эти цвета постепенно погружаются в темноту, где горят звезды. Как только корабль выплывает из тени, яркая оранжевая полоса исчезает и вместо нее появляется нежно-голубая окаемка.

Корабль мой со скоростью почти восемь километров в секунду мчится по гигантской орбите. Внизу остаются материки и океаны. Вижу озера, острова, города. За какие-то девяносто минут я облетаю всю нашу планету.

Кроме того, как наблюдать за космическим пространством, я внимательно вел визуальное наблюдение, следил за работой систем и приборов, осуществлял самоконтроль за организмом, вел записи в бортовом журнале, поддерживал связь с Землей. Мне предстояло четверо суток находиться в мире невесомости. Но у невесомости есть опасность: если в это время не поддерживать себя физически, то организм обессиливает. Гантели в невесомости теряют свой вес, а вот у резины и пружины сохраняются свойства противодействия растяжению. Наши инструкторы и медики разработали специальный комплекс упражнений в космосе с использованием эспандеров. Пригодились также советы Гагарина и Титова.

Неповторимое наслаждение я получил, когда взял управление кораблем на себя. Для этого набирал шифр на логическом замке для его открытия и включения космонавтом ручного управления кораблем. Такой замок был на всех "Востоках", который предохранял от необдуманного, случайного включения космонавтом ручного управления кораблем. Какое чувство власти над простором овладевает тобой, когда сливаешься с машиной, которая послушно выполняет твою волю и желание. Ни одному монарху в мире такое даже не снится! Ручное управление действовало безупречно, ориентация корабля осуществлялась нормально. Передал итоги этой операции на Главный командный пункт. Оттуда подтвердили: да, по их заключению, эта система тоже заслуживает внимания.

Через сутки, 12 августа в 11 часов 02 минуты, в космос стартовал Павел Попович. Теперь ко мне шел мой друг, с которым в космосе будет веселее. Через некоторое время в наушниках услышал голос Павла:

- Вышел на орбиту. Самочувствие отличное. Все системы корабля работают нормально.

Не умолчал, вклинился в разговор:

- "Беркут", я - "Сокол"! Как слышишь меня?

- Андрюша! Я слышу тебя! Отлично слышу!

Издалека доносится голос Гагарина:

- Поздравляем вас! До встречи на Земле!

Так в истории космонавтики впервые начался групповой полет двух космических кораблей в космическом пространстве.

Мы уже знали время нашей посадки. Я должен был приземлиться первым. А через 2-3 минуты тормозные установки включит "Беркут". В последний раз листаю бортовой журнал. Делаю в нем итоговые записи.

Включается система спуска. В расчетное время включается тормозная двигательная установка. Корабль начинает снижаться. Исчезает невесомость. Постепенно растут перегрузки. По мере вхождения в плотные слои атмосферы теплозащитный слой корабля начинает гореть. За бортом лютует огненная буря. Но я знаю: тысячи градусов жары не страшны моему родному кораблю. Огонь испытывает меня, а перегрузки - я. Они достигли высшего предела. Тяжело дышать. Еще мгновение - и с плеч сползает тяжесть. Скорость гаснет. Но впереди новый экзамен. Программой предусмотрено катапультирование из корабля и спуск на Землю на парашюте. Отстреливается люк корабля и в кабине сразу становится светлее. Через мгновение некая сила выбрасывает меня за борт. Я приземляюсь на ровной поверхности небольшого кургана. Отцепляю купол и он, подхваченный порывом степного ветра, улетает от меня. Меня ласкает степной ветер, по которому я успел соскучиться за четверо суток.

Вскоре я увидел скачущего ко мне на лошади пожилого казаха. Рядом с ним бежал молодой парнишка. В тридцати шагах они останавливаются, но воздерживаются от дальнейшего приближения - мало ли кто упал с неба. С другой стороны на предельной скорости движется трактор. Тракторист машет кепкой, что-то кричит. Этот уже не боится меня - что значит близок к технике.

Через несколько минут над головой появляется самолет из поисковой группы и выбрасывает на парашютах врача и еще двух человек. Встречаюсь с вертолетчиками, прилетевшими за мной. Командир Ми-4 капитан Владимир Бобров с восторгом восклицает:

- С высотой, с космической высотой Вас, Андриян Григорьевич!

Так закончился мой первый полет в космос, где я находился четверо суток и совершил более чем 64 оборота вокруг Земного шара. Корабль прошел путь свыше двух миллионов 600 тысяч километров, превысив почти в восемь раз расстояние от Земли до Луны.


Николаев А. Г. Притяжение Земли: Записки космонавта-3. - Чебоксары, 1999. - С. 46 - 60.

главная / помощь / партнеры / контактная информация / интернет-ресурсы /
© 2004 Национальная библиотека Чувашской Республики publib@cbx.ru