Пушкинские места в Чувашии

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык…
А.С. Пушкин

«Встреча с Пушкиным»

Рощ березовых опушки.
Орлий клекот в вышине.
Проезжал когда-то Пушкин
По чувашской стороне.

Даль синела, день был светел.
Гулко пел моста настил.
Кто тогда его заметил,
Кто вниманье обратил?

По казенной подорожной
Мало ль ехали тогда
В край сибирский, в край острожный
Всякой масти господа.
Кто в мундире, кто в кирасе,
Кто в шинели меховой,
Кто в цилиндре, как в чирясе,
Над сановной головой.
Работа над словарем.

За верстой версту листала
Степь в бескрайности нагой,
Колокольчик пел устало
Под кленовою дугой.

К берегам лесной Свияги
Шла дорога от Суры.
Пугачевские ватаги
Здесь когда-то жгли костры.
Пажити цвели возами,
Щекотала ноздри паль,
Он бессонными глазами
В нашу вглядывался даль.

Ю. Семендер

Пушкинские места в Чувашии

Впервые Александр Сергеевич Пушкин услышал о чувашах – немногочисленном поволжском народе, который на тот момент не имел даже своей письменности – от Николая Карамзина. Летом 1816 года семья Карамзина проживала в Царском Селе. Лицеист Александр Пушкин часто бывал у них, а Карамзин хорошо отзывался о чувашах. На полках пушкинской библиотеки хранились книги Бичурина, Рычкова с подчеркнутыми местами о чувашах. Писатель, фольклорист и краевед Дмитрий Ознобишин присылал ему из Чебоксар переводы народной поэзии. Уроженец Мариинско-Посадского района Чувашии Никита Бичурин стал другом великого поэта и тоже много рассказывал ему о чувашах.

Пушкин упоминает о чувашах в «Истории Пугачева» в связи с Пугачевским восстанием: «Мордва, чуваши, черемисы перестали подчиняться русскому начальству». В черновой рукописи «Капитанской дочки» снова встречаем упоминание о чувашах: «По моему приказанию гребцы зацепили плот багром. Лодка моя толкнулась о плывучую виселицу. Яркая луна озаряла обезображенные лица несчастных. Один из них был старый чуваш…».

Во время Пугачевского восстания половина нынешней территории Чувашии была охвачена волнениями. Пушкин оказался в чувашском крае спустя 60 лет после начала крестьянской войны. Характеризуя источники создания «Истории Пугачева», он писал, что «... посетил места, где прошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь проверяя их дряхлеющую память исторической критикой». Рассказы, предания, песни, услышанные и записанные Пушкиным в Чебоксарах и чувашских селах, освещали события восстания и фигуру Пугачева.

Карта боевых действий Крестьянской войны. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева 1773—1775 гг. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/78/Pugachev-1773%E2%80%941775.png?uselang=ru

17 августа 1833 года с царского позволения Пушкин выехал в Оренбург для встречи с очевидцами Пугачевского восстания, и путешествие это длилось до 1 октября.

Путь поэта пролегал через Тверь – Москву – Нижний Новгород – Казань – Симбирск – Оренбург. Отсюда начинается новый, неведомый Пушкину край, населенный разными народами: чувашами, черемисами, мордвой, татарами (из книги Игоря Смольникова «От Нижнего Новгорода до Казани», М., 1991).

Схема путешествия А.С.Пушкина в 1833 году.
Источник: Ж.А.Трофимов «Симбирские дни Пушкина. Исследования и находки», Ульяновск, 1999.

По Чувашии путь Пушкина лежал через Старый Сундырь – Чебоксары – деревню Пихчурино (Ердово) – Исмели (теперь Октябрьское) – с. Карачаево – Тюрлему – Свияжск.

Итак, 4 сентября 1833 года Пушкин въехал в Чебоксары. Взору Пушкина предстала живописная пристань на Волге и полноводная Чебоксарка с расположенными по ее берегам колоколенными заводами, кожевенными предприятиями, мастерскими кузнецов, башмачников, иконописцев, рукавичников, столяров, ювелиров, шорников, портных. На пристани шла загрузка судов зерном, кожей, медом, металлической; скобяной утварью, домоткаными кулями. Пушкин проезжал мимо торговых рядов, казенных зданий и мастерских.

Вид города Чебоксары с Водги (панорама, 1765)

Устье реки Чебоксарки. Восточный косогор (панорама).

Он проехал по 5 центральным улицам: Соборной (ныне – К.Иванова); Благовещенской (у. К. Маркса); Староблаговещенской (ул. Ленинградская); Верхнебасурманской (ул. Урицкого); Нижнебасурманской (ныне это дно залива).

Соборная ул. (ныне - ул. К.Иванова)

Первая Соборная улица, 1894 г

Благовещенская ул. (ныне - К. Маркса)

На старинной улице Соборной - дороге, по которой проходили ссыльные каторжане, декабристы и находилась пересыльная тюрьма - Пушкин осмотрел величественный кафедральный Введенский собор. Это единственный сохранившийся в Чувашии памятник XVII века и главный храм республики.

Введенский собор

Введенский собор. Рисунок Е. Иванова

Далее дорога, по которой ехал А.С. Пушкин, шла вниз, мимо Никольского женского монастыря, находившегося на месте нынешнего сквера им. Константина Иванова. Монастырь простоял 4 века, был основан в 1584 году, закрыт в 1934 и разрушен в 1940 году.

Часовня Никольского девичьего монастыря (17 век). Рисунок Е. Иванова

Мимо стен женского монастыря Пушкин спустился к монастырю мужскому – Свято-Троицкому, который был основан в 1566 году по указу Ивана Грозного. Говорят, что до войны на монастырских стенах была размещена памятная доска с напоминанием о визите великого поэта.

Свято-Троицкий мужской монастырь

Покои настоятеля Троицкого монастыря. Рисунок Е. Иванова

Заехал поэт и в городской магистрат (более известный как Дом воеводы) на Рождественской улице (ныне Союзной), где размещались распорядительная и судебная власть (его снесли в 1966 году в связи с попаданием в зону затопления Чебоксарского водохранилища). В магистрате поэт наверняка, как тогда было заведено, предъявил свидетельство, «выданное во исполнение монаршей воли Департаментом хозяйственных и счетных дел состоящему в ведомстве Министерства иностранных дел титулярному советнику Пушкину» с распоряжением об оказании надлежащего содействия в поездке.

Магистрат располагался рядом с Храмом Успения Божией Матери. Именно здесь, вокруг Успенской церкви, был исторический центр Чебоксар. Здесь также имелись многочисленные лавки и 3 трактира, один из которых Пушкин наверняка посетил, чтобы попить чаю.

Дом воеводы (городской магистрат)

Дом магистрата. Рисунок Е. Иванова

Успенская церковь

Несколько часов Пушкин провел в здании казначейства и архива на Соборной улице, сооруженном в 1737 году. Это добротное здание хорошо сохранилось и используется в настоящее время под учебные классы Художественного училища.

Здание казначейства и архива

Здание, в котором располагался архив

В Чебоксарском архиве Александр Сергеевич изучал документы пугачевского времени, фолианты со служебными бумагами градоначальника и магистрата, протоколы показаний пленных пугачевцев, предписания воеводе военно-походных канцелярий карательных отрядов, присланных в чувашский край «для разбития злодейской толпы».

Затем на почтовой станции Пушкин меняет лошадей.

Выехал из Чебоксар Пушкин по Воскресенской улице (ныне Калинина) на Казанский тракт.

(Никитин, А. Пушкин в Чебоксарах [Электронный ресурс] : [памятные места в Чувашии, связанные с жизнью и творчеством А. С. Пушкина] / А. Никитин // Чебоксарские новости. – 1998. - 4 июня. – С. 3; 5 июня. – С. 2; июня – С. 3.)

Малоизвестная страница пребывания Пушкина на чувашской земле – его посещение Слободки Вороновской, которая располагалась между деревней Ердово и селом Исмели на правой стороне р. Цивиль, в 30 км от Чебоксар. В 19 веке входила в состав Акулевской волости, в настоящее время это деревня Вороново Мариинско-Посадского района.

Карта Акулевской волости 19 века. Из материалов архивных документов Государственного исторического архива Чувашской Республики

Пушкин, следуя из Чебоксар, переехал по Вороновской переправе через реку Большой Цивиль. Затем он проезжал мимо Вороновской слободки, где не мог не остановиться на отдых. Во-первых, считается, что выехал он из Чебоксар 4 сентября 1833 года во второй половине дня. Расстояние до Вороновской слободки неблизкое, доехал сюда поздно вечером. Нужно было где-то переночевать, а в Слободке были все условия для ночлега. Во-вторых, Александр Сергеевич, скорее всего, узнал от местных жителей о пугачевских отрядах, которые проходили в этих местах. Ему нужно было встретиться с очевидцами этих событий, услышать и записать истории.

Интересный материал приводится в книге В.Д. Дмитриева «История Чувашии XVIII века» (Чебоксары, 1959 г, с. 402-403): «Из Сундыря армия Пугачева двинулась к Цивильску… По пути пугачевцы разгромили Рыкшинский и Вороновский питейные дома». Значит, один из пугачевских отрядов направился по почтовому тракту в Слободку Вороновскую и разгромил там питейные заведения. А потом вооруженный отряд через Елюй по старинной дороге отправился к Цивильску. Вот об этом, скорее всего, и узнал А.С. Пушкин, когда остановился здесь на отдых. Свидетелями этих событий, конечно, были жители Слободки Воронова и выселка Элюнь (деревня Елюй Цивильского района). Вот что вспоминает жительница деревни Булдеево Елена Николаевна Разумова: «В 30-х гг. 19 столетия наш прапрадед Семен Андреев, 1802 года рождения, держал трактир в Вороновской слободке. Дед Александр рассказывал, что в те времена на Сибирском тракте он содержал семь питейных домов». В сентябрьский вечер 1833 года Семен Андреев мог подсказать русскому поэту, интересующемуся крестьянским восстанием, обратиться к старому печнику Емельяну. Устное предание о печнике может служить источником исторического факта. Оно легло в основу воспоминаний жителей деревни Елюй.

Предание гласит: «А.С. Пушкин, проезжая по Сибирскому тракту, остановился для отдыха в Вороновской слободке. Здесь он услышал об известном во всей округе мастере-печнике Емельяне, проживающем рядом с Вороново - в выселке Элюнь (со второй половины 19 века носит название Елюй), и решил его навестить. Емельян, растроганный вниманием русского поэта, подарил ему напоследок бочонок с медовым пивом». История передается от поколения к поколению в семье потомков печника Емельяна – Васильева Евгения Васильевича (1928-2005). В начале 1990-х гг. в Цивильской районной газете была напечатана статья Евгения Васильевича о встрече их предка с русским поэтом. 26 августа 2021 года в газете «Чăваш хĕрарăмĕ» вышла статья А. Пукаш «Космонавтпа пĕрле вĕреннĕ», где рассказывается о жителе д. Елюй Евгении Васильевиче и его семье. Здесь автор статьи упоминает о сохранившемся предании в их семье – печнике Емельяне и А.С Пушкине. Приводится семейная фотография, где справа в форме лесничего стоит Евгений Васильевич Васильев. Снимок сделан в деревне Вороново во время чувашского праздника «Ворни таппи».

Благодаря генеалогическому поиску заведующей Булдеевской сельской библиотекой Цивильского района Титовой Надежды Николаевны, которая использовала материалы архивных документов Государственного исторического архива Чувашской Республики, сельских Советов, Ревизские сказки и Духовные ведомости, удалось установить, что печник Емельян был действительным историческим лицом. Звали его Емельян Михайлов, 1770 года рождения. Во время встречи с Александром Пушкиным ему было 63 года. По данным Ревизской сказки 1850 года умер он в 1838 году. Когда пугачевский отряд проходил из слободки Вороновки через улицы выселка Элюнь по направлению к г. Цивильск в 1774 году, ему было 4 года. Спустя годы, работая печником, он часто бывал в других деревнях и мог знать много историй о крестьянском восстании. Поэтому А.С. Пушкин, узнав о старом мастере, решил его навестить.

Булдеевская сельская библиотека проводит ежегодные краеведческие экскурсии «По пушкинским местам» по маршруту Булдеево – Акнязево – Вурумсют – Елюй – Вороново – Сюткасы – Тожможары – Булдеево.

Не только деревня Вороново, но и другие населенные пункты были основаны на сухопутном маршруте из Москвы в Сибирь для улучшения условий передвижения путешественников, ученых, переселенцев, арестантов. Здесь можно прикоснуться к истории, дотронуться до каждого камня и ощутить дух прошедших эпох. Например, в деревне Вороново сохранилась дорога, мощенная камнем – часть Сибирского тракта с екатерининских времен.

Участники экскурсии спускаются к реке Цивиль, где находился мост через Вороновскую переправу. Во время каждой экскурсии участники посещают деревню Елюй, приходят к родовому дому мастера-печника Емельяна Михайлова. На фотографии он справа, за вековыми ветлами. Неподалеку – ключевой источник, который напоминает родник на картине чувашского художника Н.В. Овчинникова «У родника».

Из Вороновской слободки А.С. Пушкин по Сибирскому тракту, или «Владимирке», отправился дальше до станции Исмели. Сибирский тракт пролегал мимо деревни Сюткасы, по этой дороге.

В Чувашии печальная дорога «Владимирка» (этапный путь арестованных, пересылаемых из Москвы через Владимир в Сибирь) называлась Большим березовым трактом – Хурăнлă мăнçул. В окрестных деревнях она так называется и ныне. Каждый чувашский домовладелец должен был посадить и выходить по 10 стройных кудрявых берез на большой дороге. Но не только поэтому в памяти людской этот тракт остался как «Березовый большак». Долгий-долгий ряд белых берез напоминал о великих просторах России и безутешной горькой судьбе народных мятежников. (Станьял, В. Ночевал ли Пушкин в Старом Сундыре? [Электронный ресурс] / В. Станьял // Советская Чувашия. – 1998. – 22 января. – С. 3.).

Подробнее об истории Вороновской слободки и пребывании там великого поэта читайте здесь: «Сибирский тракт. Вороново. Пушкин».

В село Исмели (ныне Октябрьское Мариинско-Посадского района) 34-летний А. С. Пушкин въехал по мосту через реку Аниш на тарантасе, запряженном парой лошадей. Остался ночевать на почтовой станции, часть здания которой сохранилась: из добротных сосновых бревен, двухэтажное, построенное без единого гвоздя. В 1998 г. в селе Октябрьское был сооружен памятный знак в честь пребывания здесь великого русского поэта А.С. Пушкина. Интересно, что ранее, 23 мая 1798 года, здесь же изволил останавливаться император Павел Первый, по пути в Казань и обратно в северную столицу России.

На Большой березовой дорогой, где проезжал Пушкин, слева от трассы расположено село Бичурино, в котором прошли детство и юность отца Иакинфа. Именно эти места хотел посетить Пушкин. Об этом в чувашском народе до сих пор сохранились легенды. Якобы, ожидая в Тюрлеме перемены лошадей, Пушкин прошёлся по улице. Тюрлема показалась ему опрятнее Емангаша, черемисской деревни на границе с Нижегородской губернией. Чуваши были приветливы и услужливы. Они охотно и без боязни отвечали проезжему барину, когда он с ними заговаривал. От старого чуваша Пушкин узнал, что город, из которого он едет - Нижний Новгород - называется Чул-Хула, что значит Каменный город. А он, Пушкин, – вырăс (русский) (из книги Игоря Смольникова «От Нижнего Новгорода до Казани», М., 1991).

На обратном пути поэт через Симбирск поехал в свое имение Большое Болдино Нижегородской губернии. По одной из версий, он мог по пути заехать в Алатырь. Достоверных исторических документов об этом нет, тем не менее памятник Пушкину находится в городском алатырском парке. Он был установлен в 1937 году, через 100 лет после гибели поэта.

4 октября 2020 года памятник Александру Сергеевичу Пушкину открыли в деревне Чувашские Ишаки Батыревского района. Автор – скульптор Николай Кондрашкин из Ульяновска. Скульптура появилась при содействии академика Льва Пантелеймоновича Куракова, уроженца и Почетного гражданина этой деревни. Бронзовый бюст установлен на гранитном пьедестале перед сельским клубом, а высота памятника около 3–х метров. Особенно выразительно лицо поэта. Будто думает он о жизни, о своём народе. Всё строго и просто в памятнике, никаких лишних украшений. "Великий поэт посетил Чувашию в сентябре 1833 года", - гласит надпись на лицевой стороне.

Памятник Пушкину в Алатыре

Памятник Пушкину в деревне Чувашские Ишаки

В Чувашии несколько улиц Пушкина. Одна находится в центре Алатыря. В Чебоксарах улица Пушкина проходит параллельно улице Ярославской. Единственный музей Пушкина находится в чебоксарской гимназии № 2, который был открыт благодаря энтузиасту, учителю русского языка и литературы Вере Алексеевне Шалфеевой. Музей функционирует и сейчас. В нем собран большой исторический и литературоведческий материал о творчестве поэта. Известные художники Чувашии делились своими работами, поэтому здесь можно увидеть картины Элли Юрьева, книги Пушкина, изданные на разных языках. Всего более 3000 экспонатов, среди которых самый ценный – это посмертная маска Александра Пушкина, присланная директором Пушкинского заповедника Сергеем Гейченко.

Хотите повторить маршрут великого классика, который побывал в Чебоксарах в августе 1833 года и собирал здесь материалы о Пугачевском восстании? Запросто!

Туристический маршрут «Пушкин в Чебоксарах»

Список литературы

Архивные документы:

  • Архив администрации Булдеевского сельского поселения. Похозяйственная книга основных производственных показателей колхозников д. Елюй за 1952, 1953, 1954 гг. Ф 179. Оп 2. Д 54. Хозяйство № 177.
  • ГИА ЧР. Ф 15. Оп 1. Д 32.
  • ГИА ЧР. Ф 15. Оп 1. Д 113.
  • ГИА ЧР. Ф 15. Оп 2. Д 7.
  • ГИА ЧР. Ф206. Оп 7. Д 69а.
  • ГИА ЧР. Ф 206. Оп 7. Д 97.
  • ГИА ЧР. Ф 146. Оп 5. Д 40. Л. 211-213.Ревизская сказка за 1850 год села Чурашево Айдаровской волости Казанской губернии
  • ГИА ЧР. Ф 225. Оп 7. Д 3. 1784 год Л 297. Духовные ведомости
  • Муниципальный архив Цивильского района ЧР. Ф 67. Оп 1, Д 7. Подворные списки жителей деревни Елюй Воскресенской волости Чебоксарского уезда, 1925 год. Хозяйство №№ 182, 183.
  • Списки населенных мест Российской империи. Казанская губерния.