

6
Тургенев. Сильное автобиографическое начало присуще мно-
гим произведениям писателя о любви.
Ведущий 1:
В жизни Тургенева была одна большая лю-
бовь – Полина Виардо. Он познакомился с Виардо в двадцать
шесть лет во время гастролей в Петербурге Итальянской опе-
ры и с тех пор называл это событие «священным днем» своей
жизни. Молодой литератор увидел Полину Виардо на сцене,
когда она исполняла партию Розины в опере «Севильский ци-
рюльник» Д. Россини.
Запись исполнения оперной арии Розины
из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник»
Позднее он вспоминал о своем впечатлении так: «Не успе-
ла еще Виардо-Гарсиа кончить свою арию, как плотина про-
рвалась: хлынула такая могучая волна, разлилась такая буря,
какой я не видывал и не слыхивал. Я не мог дать себе отчета,
где я? Что со мной делается? Помню только, что и сам я, и
все кругом меня кричало, хлопало, стучало ногами и стулья-
ми, неистовствовало. Это было какое-то опьянение, какая-то
зараза энтузиазма, мгновенно охватившая всех снизу довер-
ху, неудержимая потребность высказаться как можно горячее
и энергичнее».
Ведущий 2:
Полина Виардо не была красавицей. Невы-
сокого роста, сутулая, с крупными выпуклыми глазами, она
при выходе на сцену поражала своей некрасивостью, но едва
начинала петь, зрители приходили в восторг. Тургенев испы-
тал то же самое. Услышав прекрасное пение, он подумал: «Кто
сказал некрасива? Какая нелепость! Да ни одной черты нель-
зя изменить в этом прекрасном лице!». Тургенев был совер-
шенно сражен и очарован.
Ведущий 1:
Иван Тургенев сделал все, чтобы быть пред-
ставленным певице. Он познакомился с мужем Полины, ди-
ректором Итальянского театра в Париже, критиком и искус-
ствоведом Луи Виардо, а 1 ноября 1843 года был представлен
и самой Полине. У певицы в то время было множество по-
клонников, а Тургенев еще не был известен. Его представи-
ли как русского помещика, о писательстве – ни слова. Виардо