

12
ном, нравственном плане сильнее мужчин, в которых влюб-
лены. Автор испытывает своих героев на состоятельность
именно любовью. Подобную ситуацию Тургенев изображает
в повести 1857 года «Ася».
Ведущий 2:
Главная героиня повести – один из самых
ярких женских образов в творчестве Тургенева. Ася юна, не-
посредственна, очаровательна, поражает своей необычностью
и благородством. В ней много сил и чувства, отсутствует вся-
кая искусственность и жеманство, характерные для большин-
ства барышень из дворянских семей.
Театрализованная постановка
начала девятой главы повести «Ася»
Ведущий 1:
Но еще Ася тверда характером, принципиаль-
на, целеустремленна и ради любви готова на все. Ей нужно
не просто счастье, ей нужно «пойти куда-нибудь далеко, на
молитву, на трудный подвиг...» Ася ищет ответа на вопрос
«Как жить?» Она ждет от любимого такой же открытости и
жертвенности, такой же максимальной самоотдачи, но герой
не проходит испытания ее любовью. Н.Н. пугается своей и
Асиной любви, он безволен и нерешителен, отступает и теря-
ет Асю.
Фрагмент из фильма И. Хейфица «Ася»
Ведущий 2:
Н.Г. Чернышевский в статье «Русский чело-
век на rendez-vous», посвященной повести «Ася», объясняет
реакцию и героя, и общества на ее поведение тем, что в этом
обществе приветствуется благородство и решительность на
словах, поэтому к Асе относятся благосклонно, пока она лишь
говорит о своих убеждениях и не пытается осуществить их на
деле. Н.Н. принадлежит к данной среде, он «лишний чело-
век», у которого слово расходится с делом и который пасует,
когда жизнь требует от него решительных действий.
И все же Тургенев был далек от такого понимания смыс-
ла своей повести. Героя «Аси» погубила не душевная дряб-
лость, а своенравная сила любви, перед властью которой без-