

10
Но все же мир, жизнь, ее смысл открылись Тургеневу в
любви. Любовь, по убеждению писателя, есть жизнь в выс-
шем ее проявлении, вечная весна, бессмертие.
Ведущий 1:
Можно заметить, что во многих произведе-
ниях Тургенева – и в «Асе», и в «Первой любви», и в «Вешних
водах», и в «Кларе Милич» – изображается именно первая лю-
бовь. Только ее Тургенев считает настоящим чувством. Мо-
лодые неискушенные души «нетронутых людей» еще способ-
ны испытывать возвышенные, безумные, искренние чувства,
не омраченные расчетом и корыстью. Как правило, рассказ-
чик, зрелый человек, вспоминает события юности, первую
любовь, которая оставила заметный след в его душе и сильно
повлияла на его судьбу. Так, в повести «Первая любовь», соз-
данной в 1860 году, перед нами история юноши Володи и его
любви. Володя – предельно автобиографический образ. «Это
единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставля-
ет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено.
«Первая любовь» – это пережито», – писал И. Тургенев.
Ведущий 2:
Первая любовь озарила Ивана Тургенева в
14 лет. Влюблен он был в дочь графини Шаховской Екатери-
ну. Их имения были рядом, и Тургенев не мог не заметить
красивой, грациозной и веселой девушки. Екатерине было тог-
да 18 лет. В своей повести Тургенев несколько увеличил воз-
раст героев, вероятно, потому, что читателям все же трудно
воспринимать всерьез влюбленность четырнадцатилетнего под-
ростка. А между тем первая любовь писателя была на самом
деле столь сильной, что возраст не имел серьезного значения.
И соперником его совершенно неожиданно стал отец. Размыш-
ления героя повести об отце – это признания самого Тургенева.
Ведущий 1:
Так, в повести читаем: «Мой отец, человек
еще молодой и очень красивый, женился на матушке по рас-
чету; она была старше его десятью годами. Матушка моя ве-
ла печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала,
сердилась – но не в присутствии отца; она очень его боялась,
а он держался строго, холодно, отдаленно... Я не видал чело-
века более изысканно спокойного, самоуверенного и само-
властного».