

7
поначалу и не обратила на молодого человека особого вни-
мания. Однако настойчивость Тургенева растопила сердце, и
певица попросила его помочь в изучении русского языка, без
хорошего знания которого сложно петь романсы. Тургенев
был увлечен сильно и страстно. Современница писателя Ав-
дотья Панаева отмечала: «Такого влюбленного, как Тургенев,
...трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всех
оповещал о своей любви к Виардо, а в кружке своих прияте-
лей ни о чем другом не говорил, как о Виардо...».
Ведущий 2:
Любовь Тургенева к Полине Виардо была
долгой и необычной. Средневековое рыцарство с культом
«прекрасной дамы» ощущалось в ней. В глазах Тургенева пе-
вица возносилась на высокий пьедестал, была недосягаема в
своей божественной красоте, хотелось пасть к ее ногам, це-
ловать край ее платья, ее следы… Малейший знак внимания с
ее стороны доставлял Тургеневу сладостное и мучительное
наслаждение. Авдотья Панаева рассказывала: «Я помню, раз
вечером Тургенев явился к нам в каком-то экстазе.
– Господа, я так счастлив сегодня, что не может быть на
свете другого человека, счастливее меня! – говорил он.
Оказалось, что у Тургенева очень болела голова, и сама
Виардо потерла ему виски одеколоном».
Ведущий 1:
В тургеневской любви к женщине отсутст-
вовало душевное равновесие, которое формируется в детстве
гармонией семейных отношений. На всех любовных увлече-
ниях Тургенева лежала печать рокового прошлого, жизни в
семье, где не было любви, домашнего уюта и ласки. Взамен
духовной крепости и силы в любви Тургенева расцвела чув-
ственная утонченность, безграничное поклонение и подчине-
ние воле и власти женщины. В повести «Переписка» Турге-
нев отмечает: «В любви нет равенства, нет свободного соеди-
нения душ… Нет, в любви одно лицо – раб, а другое власте-
лин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью.
Да, любовь – цепь, и самая тяжелая».