2 2
Восторгов так свидетельствует об этом: «С изумлением мы виде-
ли, как в праздничный день объезжал он, не зная усталости, свой
кафедральный, первый по величине в России град, служил и мо-
лился в трех-четырех местах, успевал потом посетить и религи-
озные собрания то людей образованных, интересовавшихся
высшими вопросами жизни церковной, то простецов веры, жаждав-
ших слова наставления в трезвости, в христианских добродетелях».
Чтобы подъять этот чрезсильный для человеческой немо-
щи труд, владыка совершенно отказался от отдыха. Каждый день
он вставал рано утром, а ложился в полночь, а то и позже; по де-
лам он принимал с 9 часов утра до позднего вечера, оставляя во
весь день только перерыв для обеда и получасового отдыха.
О миротворчестве и нестяжательности можно поучиться из
жития священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа
Курского.
Известие о новом расколе, о том, что часть святителей вышла
из подчинения митрополиту Сергию, застало епископа в ссылке в
глухой деревне Романово. «К моим скорбям присоединилась боль-
шая печаль и вообще о нашей Церкви Православной,- писал епис-
коп,- благодаря ложному и вредному для Божьего дела поведе-
нию современных церковных оппозиционеров, порвавших с за-
конным заместителем Патриаршего Местоблюстителя митропо-
литом Сергием Нижегородскими Патриаршим при нем Синодом.
Горе здесь усиливается тем, что среди этих оппозиционеров есть
много искренних и ревностных святителей и пастырей... они опи-
раются на свой бывший авторитет, сеют большую смуту в нашей
многострадальной Церкви, раздирая ее хитон – на радость обнов-
ленцам, самосвятам, григорианцам, сектантам, неверам и другим...
Митрополит Сергий и все согласные с ним святители (по-
давляющее большинство) и все верующие миряне имеют полное
свое оправдание тут в учении Церкви Божией о подчинении пре-
держащей власти, даже неверной (Рим. 13, 1-7). Отрываться от
митрополита Сергия и святителей, не укорив их в ереси или рас-
коле (чего, конечно, нет), это значит потерять минимум церковно-
го послушания и легкомысленно относиться к делу своего спасе-
ния душевного...