

2 8
У Священномученика Андроника (Никольского) встречаем:
о скверно-матерном слове, нужно ли переводить на русский язык
православное богослужение, о воспитании детей.
В творениях священномученика Онуфрия (Гагалюка) – В
защиту веры – наука и религия, о пастырском служении, значение
православной веры в жизни общества – Церковь и государство, о
единстве веры – против расколов.
Особенно хотелось остановиться на трудах новомучеников,
посвященных религиозному и нравственному воспитанию детей.
В наше время необходимо спасти новое поколение от невоспи-
танной образованности, не допустить по слову священномучени-
ка Фаддея «лишь забить голову сведениями, которые совсем не
могут дать пищи живому их чувству и самостоятельному размыш-
лению».
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Твер-
ской на протяжении многих лет занимался педагогической и про-
светительской деятельностью. Он ставил перед собой задачу «дать
возможность учителям и учительницам отнестись к своему делу
сознательно и разобраться в массе многочисленных, нередко не-
правильных теорий и взглядов на дело воспитания и обучения».
Фундаментальный труд Владыки по педагогике и воспитанию –
«Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и сла-
вянского языка)» для учителей церковно-приходских школ вышел
в свет в 1902 году в Уфе.
Живо и современно звучат слова архиепископа Фаддея о
начальном образовании, его задачах, содержании и дидактичес-
ких приемах, об умственных и нравственных качествах учителя.
В ребенке развитие воли и добрых качеств сердца архиепископ
Фаддей видит делом более важным, чем развитие ума: «Мы це-
ним человека не столько за его ум, сколько за его доброе сердце
или твердую волю и характер». Без воспитания учение теряет
смысл и успех. Этот тезис является базисным в педагогическом
наследии священномученика.
Владыка Фаддей указывал, что, в отличие от учения, кото-
рое может быть прекращено в любой жизненный период, воспи-
тание продолжается всю жизнь, в которой Верховным Воспита-