Previous Page  29 / 86 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 29 / 86 Next Page
Page Background

2 8

У Священномученика Андроника (Никольского) встречаем:

о скверно-матерном слове, нужно ли переводить на русский язык

православное богослужение, о воспитании детей.

В творениях священномученика Онуфрия (Гагалюка) – В

защиту веры – наука и религия, о пастырском служении, значение

православной веры в жизни общества – Церковь и государство, о

единстве веры – против расколов.

Особенно хотелось остановиться на трудах новомучеников,

посвященных религиозному и нравственному воспитанию детей.

В наше время необходимо спасти новое поколение от невоспи-

танной образованности, не допустить по слову священномучени-

ка Фаддея «лишь забить голову  сведениями, которые совсем не

могут дать пищи живому их чувству и самостоятельному размыш-

лению».

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Твер-

ской на протяжении многих лет занимался педагогической и про-

светительской деятельностью. Он ставил перед собой задачу «дать

возможность учителям и учительницам отнестись к своему делу

сознательно и разобраться в массе многочисленных, нередко не-

правильных теорий и взглядов на дело воспитания и обучения».

Фундаментальный труд Владыки по педагогике и воспитанию –

«Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и сла-

вянского языка)» для учителей церковно-приходских школ вышел

в свет в 1902 году в Уфе.

Живо и современно звучат слова архиепископа Фаддея о

начальном образовании, его задачах, содержании и дидактичес-

ких приемах, об умственных и нравственных качествах учителя.

В ребенке развитие воли и добрых качеств сердца архиепископ

Фаддей видит делом более важным, чем развитие ума: «Мы це-

ним человека не столько за его ум, сколько за его доброе сердце

или твердую волю и характер». Без воспитания учение теряет

смысл и успех. Этот тезис является базисным в педагогическом

наследии священномученика.

Владыка Фаддей указывал, что, в отличие от учения, кото-

рое может быть прекращено в любой жизненный период, воспи-

тание продолжается всю жизнь, в которой Верховным Воспита-