1 7
- системного, т. е. объединяющего усилия учащихся и уче-
ных на основе благотворного влияния искусства, духовно-нрав-
ственных законов, формирующих атмосферу духовности, твор-
ческого саморазвития;
- личностно-ориентированного, т. е. обращенного к уму и
сердцу каждого из учащихся.
Многообразие форм приобщения к традициям духовной
культуры помогает «очеловечить» среду обитания, сделать более
духовным процесс познания и воспитания.
Восхождение к духовности возможно лишь в творческой
деятельности субъекта. «Посредством ума, сознания, органов
чувств, воли душа раскрывается, научается, изменяется, совер-
шенствуется. Проявляется ее сущность и качества, ее Божествен-
ное происхождение – в творчестве, в стремлении к высшему иде-
алу. Душа бессмертна, она всегда бодрствует».
В православной педагогике сложилась классическая фор-
мула: «дух творит себе формы», она стала выражением соотно-
шения между духовным состоянием человека и его деятельнос-
тью. Эта формула имеет принципиальное значение для понима-
ния специфики духовно-нравственного воспитания, поскольку
становится очевидным, что духовность личности может прояв-
ляться только в духовной практике, в реальных делах и поступ-
ках, в эмоциональных переживаниях, творчестве.
«Душа, пребывающая среди трудов и добродетелей без воз-
ношения приносит духовный плод»,
–
свидетельствует Иоанн
Лествичник. Святитель высоко ставил милосердие на своей зна-
менитой «Лестнице добродетелей».
Всегда охотно откликаются наши студенты на призыв ока-
зать помощь сиротам, инвалидам, нуждающимся. Ежегодно в ЧПИ
проходят акции по сбору книг, игрушек, одежды для наших по-
стоянных «площадок милосердия»: Социально-реабилитацион-
ных центров г. Чебоксары, дома инвалидов в пос. Кугеси, воспи-
танниц Спасо-Преображенского женского монастыря.
Традиции милосердия и благотворительности имеют глу-
бокие корни в духовно-нравственной культуре нашего Отечества.
Эти традиции стали объектом изучения и исследования. Появил-