

2
художественного слова».
Великий русский писатель А. М. Горький, обращаясь к молодым абхазским
литераторам, советовал: «Займитесь изучением народной устной поэзии, собирайте и
записывайте абхазские песни, сказки, легенды... И это может много дать не только вам
персонально, а и ознакомить многих людей с прошлым Абхазии».
Этой-то цели, то есть ознакомлению широких кругов советских читателей с прошлым
Абхазии, с неповторимо своеобразными чертами образного мышления абхазского
народа, и призван служить настоящий сбордик, в котором представлены мифы и
предания, героические сказания о нартах, сказки о животных, волшебные и бытовые
сказки. К бытовому циклу условно отнесены и абхазские варианты анекдотов о Хуаджа
Шардыне. Отдельный раздел составляют т. н. небылицы, имеющие распространение в
устном творчестве абхазцев.
Многим кавказским народам известны в различных вариантах предания о
заключенном в пещере и прикованном к скале герое-богоборце Абрскиле, абхазском
Прометее. Творцы абхазского народного эпоса, мечтая о том времени, когда народ
обретет свободу, сделали Абрскила бессмертным.
Нартский эпос — наиболее значительный памятник абхазского фольклора. Нартские
сказания не были известны дореволюционным собирателям, хотя и представляют
замечательное явление эпического творчества. Рассказы о нартах, героях-богатырях
являются специфическим жанром, хотя в них используются и традиционные
фольклорные мотивы, в том числе и сказочные, известные за пределами Кавказа. В
нартских сказаниях нет достаточно ясных указаний на конкретные исторические
события, которые могли бы лежать в их основе. Рассказы эти имеют нередко
фантастический характер; вероятно, они возникли еще на очень ранних ступенях
развития народа и отражают его общие представления о героизме, отличаясь этим от
собственно исторических преданий. В абхазском нартском цикле сказаний много
преданий о богатыре Сасрыкве, его чудесном рождении, детстве, о похищении им огня,
об одолении стихии и других чудесных подвигах. Сасрыква безупречный богатырь, но
и он не всемогущ. Во встрече пахаря и Сасрыквы читатель может увидеть, как явно
торжествует трудовое начало пахаря-землепашца.
Огромной привлекательной силой наделены могучие образы вечно юной матери
нартов — Сатаней Гуаши, нартского кузнеца Айнара, руки которого служили клещами и
молотом, колено — наковальней, а также Гунды Прекрасной — несравненной
красавицы со светящимся мизинцем. Интересен образ героя Нарчхеу со стальными
усами.
К числу преданий, образно передающих нам события, подлинный смысл которых
затерян в седой древности, относится сказание об ацанах. Частично сюда же можно
отнести и рассказ о лекаре Лукмане, где речь идет о давно минувших временах и о
происходивших тогда якобы событиях.