Previous Page  4 / 334 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 334 Next Page
Page Background

3

Характерны мифологические сказания, связанные с ранним обожествлением сил

природы («Ажвейпш», «Пастух и дочь Ажвейпша», «Охотник Смел и его сын»), в

которых рисуется образ божества охоты и покровителя дичи — Ажвейпша. К таким же

мифологическим преданиям следует отнести сказания о Солнце и Месяце, о Луне, о

божестве молнии и грома — Афы, как о живых существах («Как разлучились Амра и

Амыз», «Почему на луне пятна», «Три брата»).

Своеобразны легенды, рассказывающие о величественных явлениях горной природы,

например, «Как образовалось озеро Рица». Обращают на себя внимание

мифологические образы богини плодородия (Джаджа), матери воды — русалки

(Дзызлан), лесного человека (Абынуавы).

Основную часть сборника составляют сказки — волшебные, бытовые и о животных.

В сказках о животных есть много типичных образов: хитрая и плутоватая лиса

(«Медведь и лиса», «Лисий нрав»), жадный и недальновидный волк («Волк и лошадь»),

неуклюжий медведь, глупый и доверчивый осел, догадливая свинья, трудолюбивая

мышь («Пеструшка и мышь»), хитрый и сообразительный воробей («Лиса и воробей»),

гостеприимная зорянка-красногрудка, рассудительный петух («Как петух спас

крестьянина от смерти»).

В абхазских волшебных сказках, как и в сказках других народов, мы видим чудесных

героев, чудесные существа (великана-адау, ведьму Арупап, злого дива аджиныша,

сказочного коня-араш, дракона-агульшап и пр.), чудесные события (превращения,

воскрешения, путешествие в иной мир и пр.), чудесные предметы (ковер-самолет,

молоточек-атамскуагу и пр.). Эти сказочные «чудеса» являются отражением древних

верований, образным воплощением сил природы.

В абхазских волшебных сказках, несмотря на общность со сказками различных

народов, можно увидеть и немало специфических черт, придающих им особый

колорит. Характерны, например, упоминаемые в разных сюжетах состязания в меткой

стрельбе, разного рода набеги, джигитовка, скачки, прикосновение к груди женщины

как знак усыновления и т. д. Нередко дается изображение охоты, подробности

охотничьего быта (герой заманивает во двор князя кабана или оленя; костный мозг

является излюбленным лакомством, которым кормят самых любимых людей, обычно

девушек-красавиц и др.).

Образы фантастических сказок в какой-то мере отражают и реальную

действительность. В этих образах мы нередко видим торжество представителей

трудового народа: крестьянина-бедняка, батрака, пастуха, охотника, сироты («Хянчкут

— сын Лагу», «Джамхух — сын оленя», «Три брата и князь», «Старик и птичка», «Цена

трех советов», «Крестьянская дочь, кошка, ослица», «Тачкум и великан», «Счастливая

старость»). Эти герои преодолевают всякого рода препятствия, защищают себя и других

простых людей от злых сил и притеснителей. Герои волшебных сказок — это борцы за

справедливость, они обладают большой физической силой, житейской мудростью и

находчивостью.