

3
Характерны мифологические сказания, связанные с ранним обожествлением сил
природы («Ажвейпш», «Пастух и дочь Ажвейпша», «Охотник Смел и его сын»), в
которых рисуется образ божества охоты и покровителя дичи — Ажвейпша. К таким же
мифологическим преданиям следует отнести сказания о Солнце и Месяце, о Луне, о
божестве молнии и грома — Афы, как о живых существах («Как разлучились Амра и
Амыз», «Почему на луне пятна», «Три брата»).
Своеобразны легенды, рассказывающие о величественных явлениях горной природы,
например, «Как образовалось озеро Рица». Обращают на себя внимание
мифологические образы богини плодородия (Джаджа), матери воды — русалки
(Дзызлан), лесного человека (Абынуавы).
Основную часть сборника составляют сказки — волшебные, бытовые и о животных.
В сказках о животных есть много типичных образов: хитрая и плутоватая лиса
(«Медведь и лиса», «Лисий нрав»), жадный и недальновидный волк («Волк и лошадь»),
неуклюжий медведь, глупый и доверчивый осел, догадливая свинья, трудолюбивая
мышь («Пеструшка и мышь»), хитрый и сообразительный воробей («Лиса и воробей»),
гостеприимная зорянка-красногрудка, рассудительный петух («Как петух спас
крестьянина от смерти»).
В абхазских волшебных сказках, как и в сказках других народов, мы видим чудесных
героев, чудесные существа (великана-адау, ведьму Арупап, злого дива аджиныша,
сказочного коня-араш, дракона-агульшап и пр.), чудесные события (превращения,
воскрешения, путешествие в иной мир и пр.), чудесные предметы (ковер-самолет,
молоточек-атамскуагу и пр.). Эти сказочные «чудеса» являются отражением древних
верований, образным воплощением сил природы.
В абхазских волшебных сказках, несмотря на общность со сказками различных
народов, можно увидеть и немало специфических черт, придающих им особый
колорит. Характерны, например, упоминаемые в разных сюжетах состязания в меткой
стрельбе, разного рода набеги, джигитовка, скачки, прикосновение к груди женщины
как знак усыновления и т. д. Нередко дается изображение охоты, подробности
охотничьего быта (герой заманивает во двор князя кабана или оленя; костный мозг
является излюбленным лакомством, которым кормят самых любимых людей, обычно
девушек-красавиц и др.).
Образы фантастических сказок в какой-то мере отражают и реальную
действительность. В этих образах мы нередко видим торжество представителей
трудового народа: крестьянина-бедняка, батрака, пастуха, охотника, сироты («Хянчкут
— сын Лагу», «Джамхух — сын оленя», «Три брата и князь», «Старик и птичка», «Цена
трех советов», «Крестьянская дочь, кошка, ослица», «Тачкум и великан», «Счастливая
старость»). Эти герои преодолевают всякого рода препятствия, защищают себя и других
простых людей от злых сил и притеснителей. Герои волшебных сказок — это борцы за
справедливость, они обладают большой физической силой, житейской мудростью и
находчивостью.