1 6
дование о роли Введенского собора в духовной жизни нашего го-
рода, о значении собора как памятника древнерусского зодчества
ХVII века, об истории христианизации Поволжья.
Сотрудничество студентов, ученых и священнослужителей,
совместное изучение истории чебоксарских храмов и монасты-
рей, городских реликвий и святынь стало началом для создания
общегородского проекта «Духовные центры города Чебоксары».
Проект был одобрен и поддержан Чебоксаро-Чувашской Епархи-
ей, дирекцией культурных программ при Министерстве культуры
и по делам национальностей Чувашской Республики и руковод-
ством Художественного музея. В рамках проекта с 2001 года в
залах ЧГХМ регулярно проходят встречи учащейся молодежи с
художниками и фотохудожниками, которые большое внимание
уделяют изображению духовных центров, формирующих культур-
ное пространство города. Знакомство с их творчеством и личное
общение помогает глубже видеть красоту родного города, чувство-
вать связь прошлого и настоящего, ощутить себя наследником
культурных ценностей, созданных несколькими поколениями го-
рожан. В результате посещения таких выставок рождаются твор-
ческие сочинения и эссе, исследовательские и научные работы,
статьи и репортажи для СМИ. Культуре требуются ее созидатели,
а стать таким созидателем можно, если с юности вошел в куль-
турное пространство, ощутил себя носителем культурной тради-
ции.
Исследуя древнерусские художественные традиции, студен-
ты учатся постигать ценности православной культуры, ценности
культуры духовной. Как показал опыт, изучение основ традици-
онной духовной культуры, постижение смысла православных свя-
тынь, изучение истории духовных центров способствуют созда-
нию атмосферы творческого поиска, духовного роста и в целом
формированию духовно-нравственной культуры личности. Такой
педагогический процесс приобретает характер:
- целостного, т. е. соединяющего воспитание, обучение и
развитие через постижение традиций светской и православной
культуры;