1 2
о. Иоанн Кронштадский. А отсюда и главная задача воспитания
личности — научить Сердце любить, чтобы огонь Божественной
любви воздействовал на все душевные силы и устремлял челове-
ка на истинно доброе и прекрасное.
Отцы церкви и православные педагоги видят задачей вос-
питания указание Сердцу предмета достойного любви, ведь «мы
познаем в той мере, в какой любим».
Сердце, зажженное «Божественным огнем любви», воздей-
ствует на душевные и физические силы молодых людей, направ-
ляет их на добротворчество и саморазвитие.
Изучение трудов отцов церкви, их бесценного педагогичес-
кого опыта позволяет нам понять методы зажигания «огня серд-
ца» в современной молодежи. Среди этих методов можно выде-
лить наиболее значимые на наш взгляд:
это воспитание на Образах благочестивых людей, свя-
тых, дающих пример накопления сокровищ Духа и Сердца;
это «правильный подбор впечатлений», т. е. целостной
системы эстетических образов в музыке, живописи, архитектуре;
это воспитание благоговения перед святыней, умение
сострадать;
это «научение Любви», любви к Богу, людям, природе,
Отечеству, малой Родине;
это добротворчество и другое.
«Без любви нет и не может быть духовной жизни, подвига,
добродетели» (Игумен Филарет Вознесенский).
Открывая для себя сокровищницу православной педагоги-
ки, мы видим, что мудрые советы отцов церкви в вопросах воспи-
тания молодежи столь же актуальны для жизни современного
общества, каковыми они были и при жизни великих подвижни-
ков и просветителей. Богатый опыт духовных лидеров России
стучится в наши сердца.
В своей практической деятельности мы видим основную
задачу в создании условий для формирования Личности гражда-
нина и патриота; в воспитании человека, любящего Родину, тра-
диции российской культуры; в воспитании духовно-богатой лич-
ности, разделяющей высокие нравственные идеалы своего наро-
да, традиции православия.